Исполнительный директор этого Фонда Александра Питкянен рассказала, что средства формируются за счет регионального и федерального бюджетов. В 2011 г. бюджет Петербурга выделил 300 млн руб, и столько же Фонд рассчитывает привлечь из федерального бюджета. В настоящее на счету 1 млрд. 653 млн. руб. Деньги размещены на депозитах в коммерческих банках, выбранных по конкурсу, Фонд также помогает решать проблему, связанную с залогом, которые требует банки для выдачи кредита. Банкам выдано 804 поручительства на общую сумму в 2,5 млрд. руб., что позволило предпринимателям, а в поручительстве чаще всего нуждается строительный бизнес, привлечь кредитов на 5,8 млрд. Фонд выполнил свои обязательства перед коммерческими банками по 22 договорам поручительства на сумму 72,3 млн руб. По просроченным кредитам произведены выплаты по 18 кредитным договорам на 72 млн. руб. А. Питкянен также сказала, что в прошлом году Фонд приступил к выдаче микрозаймов в объеме до 600 тыс. руб. на срок до 1 года под 12% годовых. Всего выдано 66 таких займов на 26 млн. руб. Фонд работает главным образом с производством, предприятиями инновационными и сферы услуг.
Как отмечалось на круглом столе, в последнее время ряд продуктовых инноваций разработали для малых и средних предприятий банки и лизинговые компании. Так, одна из новаций петербургского филиала Промсвязьбанка – увеличение сроков кредитования до 10 лет.
Начальник управления малого и среднего бизнеса банковского филиала Александр Хайкинсон пояснил, что банк расширил линейку, и сейчас для малого и среднего бизнеса действует порядка восемь специальных программ. Есть продукты, где кредиты составляют от 1 млн. до 120 млн. руб. Среди новинок – кредит на приобретение коммерческой недвижимости.
По наблюдениям банкира, 80% заемных средств идет на пополнение оборотных средств малых и средних предприятий. Долгосрочные займы бизнес использует, как правило, на приобретение недвижимости.
При этом банк старается поддерживать предприятия, которые готовы брать кредиты для модернизации своего бизнеса и инновационной деятельности.
А. Хайкинсон подчеркнул, что многие банки уже вернулись к докризисным условиям кредитования, а ставки опустились даже ниже докризисных показателей. «Краткосрочное кредитование стоит дешевле, дороже обходятся кредиты со сроком более 3 лет», - заметил банкир. При этом филиал готов выдавать кредиты не только под залог оборотных средств. Есть программы (на покупку транспорта, в том числе и бывшего в употреблении), не требующие залога. К тому же банк активно сотрудничает с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Санкт-Петербурга.
По итогам 2010 года филиал увеличил свой кредитный портфель примерно на 20%. На 1 января 2011 года кредитный портфель малого и среднего бизнеса составил 1,2 млрд. В планах филиала на этот год - добиться роста кредитования малого и среднего бизнеса на 45-50%.
Банкир подчеркнул, что проблем с получением кредита нет. Не случайно, число обращений за кредитами постоянно растет. Одно из обязательных условий для получения займа – малое и среднее предприятие должно проработать на рынке не менее 9 месяцев.
Заместитель директора ООО «БАЛТОНЭКСИМ Лизинг» Юлия Михайлова отметила, что год назад, когда стало ясно, что рынок пережил кризис и ожил, в компании было принято решение сменить стратегию и переориентироваться с крупных сделок на предприятия малого и среднего бизнеса. Ю.Михайлова пояснила, в чем преимущества лизинга. Так как лизинговые платежи относятся на себестоимость, уменьшается налогооблагаемая база налога на прибыль; НДС, входящий в лизинговые платежи, подлежит возмещению из бюджета; при ускоренной амортизации идет экономия по налогу на имущество. Лизинг также актуален и для предприятий, находящихся на льготных системах налогообложения – им подчас сложно найти дополнительное обеспечение по кредиту – а при лизинге такой необходимости нет, сам предмет лизинга является залогом.
Ю. Михайлова рассказала о наметившейся на рынке тенденции – предприятия малого и среднего бизнеса охотно приобретают транспорт и оборудование, бывшие в употреблении. Этот факт подстегнул компанию разработать новую программу по передаче в лизинг легкового и грузового автотранспорта, спецтехники и оборудования, и в том числе уже бывших в эксплуатации сроком до 5 лет.
Эта программа заработала с 1 января нынешнего года. Программа позволила снизить размер авансового платежа до 5% от стоимости предмета лизинга, что особенно важно для небольших предприятий, и увеличить срок договора лизинга до 60 месяцев. Кроме того, она создала условия для реализации лизинговой сделки в течение 2-3 дней. «Поскольку лизинговая сделка – это не только лизингополучатели, но и поставщики, мы разработали механизм, позволяющий производить оплату в полном объеме по договорам купли-продажи в кратчайшие сроки. Поставщикам стало интереснее с нами работать», - отметила замдиректора.
В настоящее время в компании есть масса заявок на лизинг оборудования по металло- и деревообработке. Есть заявки и на оборудование по производству топливных брикетов из древесных отходов, заявки на него поступают и от иностранных предпринимателей, которые хотят открыть производство в России, а продукцию реализовывать на западе.
Директор петербургского филиала компании CARCADE Лизинг Елена Ефимова рассказала о своей компании, которая 15 лет специализируется на автолизинге и работает непосредственно с малым и средним бизнесом. По ее оценке, этот сегмент рынка будет расти. В доказательство она привела такие цифры: в 2010г из общего количества проданных в стране автомобилей доля лизинга составляла 1,9%. Статистика первых двух месяцев года показывает рост продаж машин на 72%, в том числе и за счет лизинга. По предварительным расчетам доля лизинговых сделок на рынке продаж автомобилей в 2011г составит 2,3%
Лизинговые компании упрощают процедуру сделки, снижают требования заемщиков. Например, компания CARCADE Лизинг стала обслуживать предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые работают на рынке от полугода. Компания увеличила срок договора лизинга с 36 до 48 месяцев и снизила первоначальный платеж лизинговой сделки до 9%. Таким образом, первоначальный платеж в предложениях компании теперь варьируется от 9 до 50%, в зависимости от ряда факторов, в т.ч. потребностей лизингополучателя. Как показывает практика, в среднем первый платеж составляет 20-25%. Переплата за автомобиль по договору лизинга может составлять 0%-15% в год. Удорожание зависит от формы графика платежей, размеров первого и последнего платежей, предмета лизинга, а так же от программ, которые CARCADE Лизинг реализует совместно с автодилерами . Необходимо не забывать о налоговых льготах, которые дает лизинговая схема (экономия налога на прибыль, налога на имущество, рассрочка в уплате НДС и др.).
Компания CARCADE Лизинг, как крупный и давний клиент, имеет соглашения с импортерами и производителями автомобилей по скидкам и квотам на различные марки и модели, как в сегменте премиум, так и в сегменте автомобилей экономичного класса. Благодаря предоставляемым льготам, CARCADE Лизинг может предложить клиентам максимально выгодные условия финансирования.
Как заметила Е. Ефимова, по кредиту для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей такие скидки получить, как правило, невозможно.
Директор филиала CARCADE Лизинг рассказала, что в 2010г. компания, стала официальным провайдером по предоставлению услуги Chevrolet-Leasing. У клиентов данной марки появилась возможность в кратчайшие сроки – всего за три рабочих дня, на максимально выгодных условиях приобрести в лизинг автомобиль марки Chevrolet.
Компания CARCADE Лизинг организовала обучение персонала дилерских центров Chevrolet. Целью обучения явилось повышение информированности потенциальных клиентов о возможностях услуги лизинга, которая в России пока не очень распространена, в отличие от Запада.
В настоящее время в Петербурге и других городах РФ так же запускается совместный проект компании «Каркаде» с импортером марок Land Rover и Jaguar, «Лизинг с обратным выкупом». Программа гарантирует, что через два года дилер примет уже подержанное транспортное средство по высокой остаточной стоимости, а большая часть выкупной суммы станет первым лизинговым платежом за следующую машину.