Осенью 2010 г. в Северо-Западной дирекции РОСНО был запущен проект «Зеленая карта», основной целью которого стало усиление присутствия РОСНО на этом сегменте рынка. Как рассказал Е.Дубенский, РОСНО сегодня активно открывает новые точки продаж на маршрутах следования потенциальных потребителей, в том числе в приграничных направлениях. На текущий момент уже отрыто 40 точек продаж, и столько же планируется запустить до конца года. Кроме этого, РОСНО целенаправлено ведет работу с грузоперевозчиками. Что касается рынка грузоперевозок, то, как подчеркнули эксперты, в 2009 г. он просел на 38 %, что оказало опосредованное влияние на стагнацию в продажах полисов «Зеленая карта» в сегменте юридических лиц в 2009 г. «В 2010 г. российские перевозчики совершили 230 тысяч рейсов в год, - отметил Константин Шаршаков, заместитель начальника Северо-Западного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), - хотя в докризисном 2008-м г. их было порядка 300 тысяч».
Как у компаний-грузоперевозчиков, так и у обычных автомобилистов, при ДТП за рубежом возникают одинаковые трудности. Языковой барьер и непонимание, как вести себя при ДТП в чужой стране, приводят к тому, что чаще виновником ДТП за границей признают россиян. По словам Олега Павлова, заместителя директора ООО «Лазан» (международные грузоперевозки), ни одно из 10 ДТП с участием его водителей не было оценено в пользу российской стороны. Слова коллеги подтвердил и Алексей Ханович, директор ООО «Вульф» (международные/российские грузоперевозки). Согласно его опыту урегулирования ДТП во Франции и Бельгии, российская сторона была не виновна только в самом очевидном случае, когда в машине нарушившего правила вождения иностранца были пострадавшие, в остальных случаях – виновными признавали россиян. «Еще одна большая проблема - когда нашего гражданина просят заполнить акт о ДТП, предлагая форму документа исключительно на иностранном языке», - добавил г-н Ханович.
Личный опыт перевозчиков подтверждает и статистика РСА. По полисам, проданным в России в 2009 г., было зафиксировано 2760 случаев ДТП за рубежом, из них в 2129 случаях виновниками были признаны россияне. У российских водителей не возникнет финансовых проблем, если их признали виновником ДТП, ведь расходы по возмещению вреда иностранному автовладельцу несет российская страховая компания. Правда, для страховщиков данные цифры не утешительны - им через определенное время в порядке регресса приходят счета на компенсацию страховой выплаты, которую произвела иностранная страховая компания.
Как подчеркнул Е.Дубенский, данная статистика также указывает на то, как важно выбрать правильного страховщика. «Вам могут продать недействующий полис или страховая компания может не обеспечить обещанного сервиса при ДТП, - рассказывает Е.Дубенский. - Качественный страховщик при продаже «Зеленой карты» должен выдать вам памятку, где будут указаны контакты компании для экстренной консультации и телефоны колл-центра РСА. В случае ДТП вам объяснят, что надо делать в первую очередь».
Эксперт РОСНО пояснил два возможных сценария развития событий при ДТП. Если российский гражданин становится виновником ДТП, он должен предъявить потерпевшему оригинал «Зеленой карты». Потерпевший, в свою очередь, направляет претензию в свое национальное бюро, которое оценит убыток. После этого национальное бюро страны, где произошло ДТП, выставляет счет российскому страховщику. Если виновник ДТП – иностранный автовладелец, то потерпевшему россиянину следует звонить по телефонам центра РСА, которые указаны на полисе «Зеленая карта». Оператор направит потерпевшего в национальное бюро или ближайший филиал партнера бюро, который урегулирует претензию. «Как правило, выплату по результатам ущерба производит иностранная страховая компания. Однако даже если виновником признан иностранный автовладелец, россиянину получить выплату от зарубежной страховой компании может быть очень непросто», - отметил г-н Дубенский.
Российским автомобилистам и грузоперевозчикам следует помнить, что, став виновником аварии за границей, они будут вынуждены за свой счет покрывать ремонт машины, потому что каско не действует за рубежом (если в полисе это отдельно не оговорено). «Количество проблем при ДТП за рубежом можно свести к минимуму, если приобретать полис «Зеленая карта» у надежной страховой компании, если при ДТП следовать инструкциям, указанным на обратной стороне карты, и включить в полис дополнительную опцию - расширение каско за рубежом. И, конечно, покупать полис стоит только в официальных точках продаж, а не с рук у подозрительных лиц», - заключил Е.Дубенский.
Для справки:
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ДИРЕКЦИЯ ОАО CК «РОСНО»
Создана в 2004 году, курирует деятельность СК «РОСНО» в Санкт-Петербурге, а также филиалов: «Архангельск-РОСНО», «Карелия-РОСНО», «Калининград-РОСНО», «Вологда-РОСНО», «Коми-РОСНО», Мурманского и Новгородского филиалов. Основные направления деятельности: ДМС, корпоративное страхование имущества, страхование грузов, автострахование (каско, ОСАГО). Северо-Западная дирекция является членом Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Возглавляет дирекцию Е.Н. Дубенский, Президент Союза Страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
ОАО СК «РОСНО»
ОАО СК «РОСНО» создано в 1991 г Контрольным пакетом акций РОСНО владеет Allianz New Europe Holding GMBH (100% - 1 акция), подразделение ведущего международного страховщика Allianz SE в Центральной и Восточной Европе. В распоряжении клиентов компании более 130 видов страховых продуктов. РОСНО имеет дочерние компании в России (ОАО «РОСНО-МС», «Альянс РОСНО Управление активами», СЗАО «Медэкспресс») и в Украине (ОДО «Allianz Украина»). Уставный капитал - 5 124 802 тыс. руб. Собственные средства — 7 613 356 тыс. руб., страховые резервы — 17 912 238 тыс. руб. (по состоянию на 30.09.2010). Региональная сеть насчитывает 88 филиалов, объединенных в 8 территориальных дирекций, и 383 агентств во всех регионах России. Страховые полисы и договоры с группой компаний ГК РОСНО имеют более 17 млн. человек и свыше 50 тыс. предприятий и организаций.