Фармацевтический рынок отличается от других отраслевых рынков особенностями законодательства в отношении data exclusivity, поэтому вступление в ВТО может ограничить доступ конечному потребителю к современным продуктам (первым аналогам оригинальных препаратов). К примеру, в компьютерной индустрии, где планируется отмена таможенных пошлин, наоборот, вступление в ВТО будет только на руку конечному потребителю.
В случае принятия положения о data exclusivity, небольшие дженериковые, в т.ч. российские компании, не будут выводить дженерики (аналоги оригинальных препаратов), которые попадают под data exclusivity, т.к. не смогут позволить себе инвестировать значительные ресурсы на дополнительные клинические исследования. Но, скорее всего, это смогут сделать гиганты дженериковой отрасли (Teva, Sandoz, Zentiva и др.), которые в основном являются зарубежными компаниями. И, таким образом, на рынке новых дженериков будет формироваться олигополия из нескольких игроков, что приведет к повышению цены на эти препараты и, тем самым, ограничит их доступность для населения.
Если говорить о выгоде вступления в ВТО для отечественных компаний, то это выгодно экспортно-ориентированным российским компаниям (причем, ориентированным на экспорт в развитые рынки) с конкурентоспособным портфелем, состоящим, в первую очередь, из оригинальных препаратов и производством, соответствующим стандартам GMP. Однако таких компаний совсем немного.
Если же говорить о выгоде конечного потребителя, то, возможно, государству удастся снизить цены в перечне ЖНВЛП (жизненно важных лекарственных препаратов) на импортные продукты. Это наиболее важный момент. Импортные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП не упадут в цене – производители заберут себе всю дополнительную маржу, получаемую от снижения таможенных пошлин. Это, вероятно, касается и продукта «Динамико» компании Teva.
После вступления России в ВТО цены на впервые регистрируемые дженерики вырастут, если будут введены положения о data exclusivity.
Таким образом, вступление России в ВТО, возможно, будет выгодно сегменту потребителей, ориентированному на потребление ЖНВЛП. Остальным – вряд ли.