Вообще-то после событий августа 2008 года, когда Дмитрий Медведев предпринял совершенно непопулярные в Европе действия, сомнений в решительности президента России, думаю, не осталось. Да и «газовые войны» с Украиной, в которых страдающая от холода Европа занимала выжидательную позицию, не оставляют от иллюзий ни следа. Предполагать, что Александр Лукашенко витает в облаках и тешет себя надеждами на европейскую солидарность, было бы наивным. Наверное, дело все же в другом. У белорусского президента, действительно, есть козырь, который он считает своим тузом в рукаве. И это отнюдь не транзит электроэнергии в Калининград и не размер ставки за прокачку нефти по белорусской территории. В этом споре вообще текущие экономические реалии являются только поводом, а сиюминутные экономические выгоды для той или другой стороны представляют из себя приятные дополнительные бонусы, но не определяющие содержание конфликта. В этой войне бой идет за другой трофей. Лукашенко уже вскрыл свой козырь, хотя и без того наличие подобного «аргумента» было секретом Полишинеля. Белорусский президент готов поставить под вопрос факт создания Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана, грозясь выйти из него в случае отсутствия выгодного для белорусской стороны прогресса на нефтяных переговорах. Это самая серьезная, на взгляд Александра Лукашенко, угроза. Заявив о возможности ее осуществления, он пошел ва-банк, рискнув и собственным политическим будущим, и экономическим положением Беларуси. Ведь и то, и другое во многом обусловлено реэкспортом российской нефти и ее производных.
И вот почему все настолько серьезно. Белорусский лидер понимает, что, ввязавшись в этот интеграционный проект, он только до определенного момента сможет контролировать ситуацию. Политический и экономический вес Беларуси по сравнению с нынешними партнерами – Россией и Казахстаном, ничтожно мал. Но это только начало. Таможенный союз – всего лишь этап. Речь идет не просто о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), как может показаться. На повестке дня стоит вопрос о создании полноценного объединения государств - с наднациональными институтами и передачей на высший (союзный) уровень ряда государственных и управленческих функций, как это произошло в ЕС. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев продвигает эту идею давно. Еще с 90-х годов прошлого века из Казахстана звучат слова о Евроазиатском союзе. Астаной предлагается не просто идея, а детально проработанный проект. Например, Назарбаев постоянно заявляет о необходимости введения наднациональной валюты для внутренних расчетов с последующим созданием полноценной единой валюты. Этого Россия и Беларусь так и не смогли сделать за 10 лет существования Союзного государства. Астана выдвигает и много других идей в развитие интеграционных процессов. Наличие у России в этом вопросе такого прочно стоящего на ногах партнера как Казахстан укрепляет в мыслях о реальности подобного объединения. Уникальный случай: не смотря на многолетнюю историю проекта, идею удалось не «заболтать», а сохранить и даже содержательно развить. Для практической ее реализации требовалось только изменение мировой конъюнктуры. Ситуация созрела именно сейчас.
Старт региональных интеграционных процессов во многих частях света (в Латинской Америке, арабских государствах Персидского залива) обусловлен кризисом. Первым шагом в этом направлении на пространстве бывшего СССР должен стать Таможенный союз. Сейчас в качестве его участников рассматриваются Россия, Беларусь и Казахстан. Как известно, четвертым участником в свое время виделась Украина. Однако проекты интеграции были торпедированы «оранжевым» руководством страны и отложены до лучших времен. Есть основания предполагать, что такие времена наступают. Президентские выборы в Украине состоятся уже 17 января. Любой из основных претендентов на победу, полагаю, будет более договороспособным, чем президент Виктор Ющенко. И даже более договороспособным, чем президент Беларуси. Осознание этого факта и толкает Александра Лукашенко на, казалось бы, опрометчивые поступки. Включение в интеграционный процесс Украины окончательно изменит расклад сил внутри объединения не в пользу Беларуси. Вообще для Беларуси более выгодным является существующий «кривой» формат «двойки» - Союзное государство, который позволяет открыто шантажировать Россию. В случае дальнейшего расширения нового союза в Центральную Азию и на Кавказ (Киргизия, Таджикистан, Армения могут рассматриваться как участники этого процесса в его «второй волне»), позиции Беларуси потеряются еще больше.
Президент Беларуси стоит перед серьезным выбором. Рано или поздно стране, находящейся между двумя берегами – Европой и Россией, придется окончательно определяться, к какому берегу пристать. И в том, и в другом случае потребуется поступиться чем-то серьезным. Россия по праву большой державы и согласно сложившейся исторической традиции активно не вмешивается во внутреннюю политику союзников, если они проводят согласованную внешнюю политику. Можно предполагать, что такой формат отношений между государствами будет распространен и на новый союз. Хотя бы потому, что в него, по идее, будут входить и азиатские государства, представляющие другую цивилизационную модель. В отличие от Москвы Брюссель проводит не только согласованную внешнюю политику, но и требует от всех участников ЕС соблюдения унифицированных норм и правил на внутригосударственном уровне, причем не только в экономике, но и в политической сфере, области прав человека и свобод граждан. Есть информация, что документы о создании Евроазиатского союза уже готовятся, а их подписание намечено на текущий год. Именно эти договоренности с подачи новых западных друзей и намерен торпедировать Александр Лукашенко. В случае провала интеграционной инициативы России и Казахстана ему обещана необходимая экономическая поддержка. Россия предложила Беларуси задуматься о перспективности такого подхода, а не только о нескольких миллиардах долларов текущих потерь и двух нефтеперерабатывающих заводах.
Что же касается Евроазиатского союза, то его создание позволит, в частности, решить и проблему международного признания таких государств, как Абхазия и Южная Осетия. Они имеют все шансы вступить в новый интеграционный проект, возможно, поначалу на правах кандидатов на членство. Да, кстати, и Турция в перспективе обладает гораздо большими шансами на вступление в Евроазиатский союз, чем в ЕС. А это уже совсем другая политическая конфигурация на континенте. Так что удар Лукашенко готов нанести серьезный, однако полагаю, что сиюминутные интересы не позволят ему довести задуманное до конца. Решение вопроса лежит в плоскости компромисса. Думаю, ради запуска глобального процесса Москва может несколько увеличить размер квоты на нефть, которая поставляется соседу для внутреннего пользования и не облагается пошлинами. Иных уступок ожидать не приходится. Впрочем, другого, видимо, пока и не требуется.