Союзное государство по причине наличия «родовых трамв» идеологического характера оказалось еще и несовершенным механизмом. Это стало видно даже неспециалистам, когда в полной мере заработал механизм Евросоюза. По окончании Второй мировой войны в Европе задумались над проблемой: как, сохранив национально-государственную идентичность, расширить рынки сбыта товаров и услуг? Тем самым одновременно и гарантировав европейские страны от рецидивов прошлого, сняв с помощью экономической интеграции опасность возникновения у кого-либо новых претензий на политическое господство. Достичь этого можно было, в частности, за счет открытия экономических границ. Так и поступили. Что повлекло за собой впоследствии снятие ограничений на перемещение граждан. Это, соответственно, потребовало унификации законодательной базы не только экономического, но и социального характера. И так далее.
Европа, прошедшая долгий путь от Европейского объединения угля и стали (1951 год; Франция, Италия, ФРГ, Бенилюкс) до Евросоюза (согласно Лиссабонскому договору на 1 декабря 2009 года 27 стран), в итоге нашла свой вариант интеграции. ЕС тоже не лишен огрехов и мин замедленного действия, заложенных при создании. Но важно, какая идея лежала в основе создания Европейского союза. Политические механизмы возникали в нем по ходу, в процессе, как обеспечивающие экономическое развитие, а не наоборот. При создании авторы опирались на идею общего экономического развития, движения вперед, а не на идею реконструкции, политического реванша, консервации прежних достижений. Это была, выражаясь в модных сейчас терминах, чисто модернизаторская, а не консервативная идеология. ЕС (в отличие от Союзного государства) оказался тем самым уникальным международным образованием, государства - члены которого со временем отказались от определенной части суверенитета ради создания политического объединения с общей структурой управления. Евросоюз до последнего времени сочетал в себе одновременно признаки и международной организации, и государства.
На евразийском пространстве такой современной, более качественной, чем Союзное государство, основой для общего будущего сейчас видят Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП). Кстати, договор о Таможенном союзе был подписан главами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана в том же 1999 году, только чуть раньше - в феврале. На фоне празднования 10-летия Союзного государства, наконец, произошло и долгожданное подписание пакета документов, регламентирующих запуск Таможенного союза. Единая таможенная территория начнет функционировать уже с 1 июля 2010 года. В Таможенный союз войдут Россия, Белоруссия и Казахстан. Открытие для бизнеса трех стран потребительского рынка емкостью в 170 млн человек должно стать серьезным шагом на пути создания также заявленного в 1999 году ЕЭП, полноценную работу которого страны-участницы обещают уже через два года.
Означает ли это, что Союзное государство должно повторить судьбу СССР? Если даже и так, сомневаюсь, что это произойдет в ближайшие годы. К современному своему состоянию Европа шла, как я сказал выше, с 1951 года. За это время на континенте создавались и ликвидировались различные политические и экономические союзы и объединения стран прежде, чем Евросоюз стал тем, что мы сейчас видим. Но и нынешнее его состояние не вечно. Изменения на восточных границах ЕС будут заставлять и эту, казалось бы, стабильную систему экономических и политических отношений, регламентируемых едиными нормами и правилами, модернизироваться. Так и Союзное государство даже при эффективности Таможенного союза имеет шанс продолжить свое существование и найти новых участников. Его миссией в будущем может стать, например, выравнивание экономик стран-участниц с целью последующего вступления государств в тот же Таможенный союз. Лидеры, по крайней мере, двух стран – Абхазии и Южной Осетии – уже делали осторожные заявления по поводу возможности вступления в Союзное государство. С признанием их независимости Белоруссией такой вопрос может появиться в повестке дня.