Во-первых, потому что нынешние выборы просто не требуют того активного вмешательства, какое было необходимо на прежних. Тогда противостояние двух кандидатов грозило серьезными внутриполитическими проблемами, что совершенно не устраивало Россию. Только наличие консолидированного абхазского общества позволяло Москве сдерживать ситуацию на международной арене, не допуская введения в регион международных полицейских сил. Тогда, вначале усилив, а затем ослабив противоречия между Хаджимбой и Багапшем, Москва смогла предложить такую схему власти, при которой впоследствии удавалось учитывать и внешнеполитическую конъюнктуру, и примирять различные российские экономические группы, одинаково настроенные на инвестиции в абхазскую экономику, но ориентировавшиеся на разных кандидатов.
Сейчас такой жесткой борьбы за первое место в абхазском истеблишменте не существует. Победа достигнута, начался процесс международного признания Абхазии. Но вновь избранному президенту придется сделать не меньше, а даже, наверное, больше. Ему придется, засучив рукава, поднимать страну, фактически создавая заново всю экономическую инфраструктуру, которая в Абхазии осталась на уровне начала 90-х годов прошлого века. По прошествии очередных пяти лет неудачи в экономической политике, разруху, безработицу и нищету уже не удастся списать на военное положение. Потому что сейчас страна надежно защищена Россией от внешней агрессии, и все возможности для подъема экономики присутствуют.
Риск, не рассчитав силы, переоценив свои возможности, уйти с президентского поста с позором настолько реален, ответственность перед своими гражданами настолько велика, что не всякий будет готов взвалить на свои плечи эту тяжелую ношу. При этом обстоятельства складываются таким образом, что Багапшу нельзя остаться в истории только президентом, при котором страна была признана Россией. Сергей Багапш обязан возглавить процесс экономического возрождения Абхазии. Только в этом случае он может рассчитывать на то, что после отставки не получит от преемника упреков в неграмотной экономической политике, а то и более серьезных обвинений. То есть необходимость остаться на второй срок обусловлена для Сергея Багапша не только морально-философскими (желание оставить заметный след в истории), но и сугубо прагматическими причинами.
В России понимают и принимают это желание Багапша и не намерены ставить ему палки в колеса. Все эти годы он старательно исполнял обязательства и не заслужил серьезных претензий со стороны России. Понимают в России и другое. Сейчас, после признания Москвой независимости, любой политик, кто бы ни был избран президентом, будет воспринимать Россию как наиболее дружественную Абхазии страну. Если в чем и сходятся программы всех пяти кандидатов, так в том, что настроены на экономическое и политическое сотрудничество с Россией. Такое благоприятное стечение обстоятельств позволяет не опасаться особого накала внутриполитической борьбы, каких-то беспорядков и хаоса и дает возможность показать международным наблюдателям свободные демократические выборы в молодом государстве. С одной стороны, со временем это должно принести конкретные результаты, расширив число стран, признавших Абхазию. С другой, позволяет России более внятно объяснить свои действия, «открыв» миру Абхазию не как мятежную территорию, а как страну, в которой сформированы и работают все демократические институты. Это вторая причина невмешательства России во внутренние дела Абхазии. Москва тем самым намерена подтвердить неизменность своей политики, обозначенной президентом Дмитрием Медведевым, и строить отношения с Абхазией, как с суверенным государством.