В марте 2009 года постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что Россия намерена в дальнейшем сотрудничать с Альянсом на собственных условиях. Если это так и если отношения все же восстанавливаются, то в чем заключаются условия, на которых Россия согласилась вновь сотрудничать с НАТО? Причем стороны договорились сразу же вернуть отношения практически на прежний уровень. Удалось не только восстановить дипломатический диалог в рамках Совета Россия – НАТО, но и согласовать рабочий план на 2010 год, включающий в себя возобновление сотрудничества в военной сфере. Напомню, что военное сотрудничество было прекращено Россией в 2008 году в одностороннем порядке в ответ на замораживание по инициативе НАТО работы Совета.
Первый вывод, который напрашивается естественным образом: тема Пятидневной войны 2008 года уже не является камнем преткновения в российско-североатлантическом диалоге. Россия не выполнила требования НАТО того периода, касающиеся отвода войск, а впоследствии и вовсе признала Абхазию и Южную Осетию в качестве суверенных государств, против чего также выступило НАТО. Страны - члены НАТО, в свою очередь, не согласились с данным фактом и не признали новые государства. Однако дискуссия переведена в дипломатическую и юридическую плоскости. Статус-кво неким образом восстановлен, то есть все сохранили свое мнение и больше не требуют другую сторону его менять. Эта недоговоренность будет, конечно, позволять периодически вытягивать проблему из «пыльного чулана» и использовать ее в актуальной повестке дня, однако не отразится на выполнении стратегических задач. Наличие серьезных общих угроз, таких, как афганский наркотрафик, терроризм и пиратство, не позволяет долго акцентировать внимание на других, менее значимых в настоящий момент времени мелочах.
Главным из условий сотрудничества российское руководство считает равноправный диалог. В России не теряли времени даром, придя к возобновлению диалога с собственными предложениями. Кризис системы общеевропейской безопасности, вызванный разрывом отношений, подтолкнул Москву к разработке иных подходов к обеспечению европейской стабильности. Так, одним из возможных форматов сотрудничества с Североатлантическим альянсом, по мнению Дмитрия Медведева, мог бы выступать Договор о европейской безопасности, проект которого был предложен российским президентом специально к восстановлению диалога. НАТО видится в нем одной из сторон, наряду с ЕС, СНГ и ОДКБ. Создание новых институтов, несомненно, не возможно без активного участия в работе нынешних. Поэтому российской стороной и было принято решение согласиться на предложение Альянса и возобновить диалог в полном объеме. Москва рассчитывает на внимательное изучение своих предложений и активный диалог по поводу их содержания. Движением в этом направлении можно считать готовность изучить потенциал от совмещения противоракетных систем США, НАТО и России, высказанную в совместном заявлении по итогам совещания глав внешнеполитических ведомств стран членов Альянса.