Спор на тему совместимости консервативной идеологии с модернизационным вектором развития напоминает мне извечную «дискуссию археологов и архитекторов». Если мы восстанавливаем старую Москву, то какого века? Вот ведь в чем вопрос! Дабы прикоснуться к настоящим истокам, может быть, необходимо снести каменный Кремль и возвести заново деревянные стены? Какие традиции законсервирует очередная реинкарнация российского консерватизма?
Ответы на эти вопросы рано или поздно будут получены. Но главное, на мой взгляд, в другом. На XI съезде «Единой России» вдруг воочию стало видно, что в России фактически существует реальная двухпартийная система! В настоящее время ее субъектами являются с одной стороны президент, как представитель либерально-консервативной идеологии, а с другой - «Единая Россия», как социально-консервативная политическая сила. Думаю, не следует выдавать желаемое за действительное и так уж сближать их позиции.
Ничего взрывоопасного в таких различиях нет! В переломные моменты истории нередко случается, что президент представляет одну политическую силу, а парламент – другую. В цивилизованных странах в таком случае они договариваются и корректируют свои позиции, двигаясь на встречу друг другу. Потому что не враги родной стране и во главу угла ставят интересы граждан, а не собственные политические амбиции. В недодемократиях наступает политический кризис.
Россия, похоже, вступила на путь цивилизованного развития. Поэтому президент вполне может выступить на съезде ведущей парламентской партии, даже если он не разделяет ее идеологию. Пока за президентом нет реально оформленной политической силы. Со временем она появится, в этом нет сомнений. Если «Единая Россия» будет уклоняться от исполнения модернизационного плана президента, уделяя больше внимания не развитию, а закреплению достигнутого и апелляциям к традициям, такое оформление пойдет быстрее.