Подписание в Цюрихе министрами иностранных дел Армении и Турции Эдвардом Набалдяном и Ахметом Давутоглу «Протокола об установлении дипломатических отношений» и «Протокола о развитии двусторонних отношений» могло бы положить начало процессу нормализации турецко-армянских отношений, но реальное разрешение проблемы лежит в поле компромисса. Однако ни одна, ни другая сторона на этот компромисс не готовы. Протоколы, скорее всего, так и останутся протоколами о намерениях и не послужат началом процесса армяно-турецкого урегулирования, потому что парламентарии обеих стран не ратифицируют эти документы без выполнения ряда условий сторонами. Оба президента уже заявили о невозможности выполнения данных предварительных условий. Если бы они этого не сделали, их бы обвинили в предательстве национальных интересов. В настоящее время усилия России и США направлены в одном направлении. На Армению оказывается мощное давление. Стремительный визит в Россию президента Армении Сержа Саргсяна и встреча его с президентом Дмитрием Медведевым, произошедшая step by step после Цюриха, последовавший за ним визит Хиллари Клинтон говорят о непрекращающейся совместной российско-американской работе над этой проблемой.
Надо учитывать тот факт, что в настоящее время Россия стоит перед серьезным геополитическим выбором. Что перспективнее в выходящем из кризиса мире: развивать партнерство с Турцией или делать ставку на Иран как региональную державу?
Напомню, что во время августовского визита Владимира Путина в Анкару были подписаны 20 документов как межгосударственного уровня, так и меморандумов и соглашений между российскими и турецкими ведомствами и крупнейшими компаниями. Они, в частности, касались как энергетического сотрудничества - в газовой, нефтяной сфере и в сфере атомной энергетики, так и вопросов таможенного администрирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля, стандартизации, взаимодействия финансовых рынков, сотрудничества в области освоения космического пространства и др. Многочисленные и детальные документы, явившиеся результатом одного визита, недвусмысленно говорят о наличии существенных прорывов в торгово-экономическом сотрудничестве и имеющихся перспективах для его дальнейшего развития. Товарооборот между Россией и Турцией в 2008 году достиг почти $40 млрд. Россия стала самым крупным торговым партнером Турции, в свою очередь, Турция - пятым среди партнеров России, оставив позади ведущие экономики мира - США, Великобританию и Японию. Это при том, что сотрудничество в капиталоемкой энергетической сфере, как следует из подписанных в Анкаре документов, сейчас вступает в новую фазу. Турция, не отказавшись от участия в проекте NABUCCO, согласилась на создание совместных с Россией СП и реализацию проекта «Южный поток». Договорились также о совместном строительстве АЭС и создании «Голубого потока - 2» для транзитной поставки газа в Израиль, Сирию, Ливан и на Кипр. Россия, Турция и Италия также вместе работают по проекту «Самсун – Джейхан». И так далее. Список совместных проектов можно продолжать.
Если говорить об Армении, то объемы российско-армянского торгово-экономического сотрудничества на порядок ниже, как-то очень кстати напомнили нам на встрече Дмитрия Медведева и Сержа Саргсяна. В январе-августе этого года объем взаимной (!) торговли между нашими странами составил $428,2 млн, что на 20,2% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. При этом в первом полугодии 2009 года Россия вложила в экономику Армении более $122 млн, а также предоставила в июне кредит в размере $500 млн. За период с 1991 года накопленные российские инвестиции в армянскую экономику достигли уже $3,2 млрд, что составляет около 50% всех иностранных инвестиций. Российский капитал направляется в энергетический, банковский, телекоммуникационный, горно-металлургический и строительный секторы хозяйства Армении. Крупнейшие российские компании – «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», ВТБ, «Российский алюминий», «Вымпелком», АФК «Система», РЖД занимают ведущие позиции на рынке Армении. Эти данные говорят о серьезной интеграции экономик наших стран. Однако России, как я сказал выше, предстоит сделать геополитический выбор.
Турция как стратегический партнер в Большом Причерноморье, зоне, включающей в себя и Кавказ, страна, претендующая на роль региональной державы и вновь грезящая воспоминаниями об имперском величии, – партнер нашего масштаба. Это объективная реальность. Развитие отношений с Турцией, происходящее на фоне охлаждения отношений с Ираном, страной, также претендующей на лидирующие позиции в регионе, говорит о происходящей замене Ирана на Турцию в геополитической модели мира, устраивающей Россию. И Армения в данном контексте многое теряет, так как она готовилась к тому, чтобы встроиться в иную региональную архитектуру. Она намеревалась разорвать блокаду, выстроив паритетные партнерские отношения с Ираном, и тогда уже более жестко диктовать свои условия соседям. Однако для России особой необходимости в том, чтобы Армения продолжала «держать в тонусе» таких соседей, как Азербайджан и Турция, нет. А новая миссия для Армении пока не определена. Именно поэтому мы занимаем невнятную позицию на переговорах о карабахском урегулировании. Надо признать, что нерешительность таит в себе некую опасность – она может оттолкнуть союзника от России и направить его в поисках справедливости к США. С другой стороны, не стоит забывать, что и сейчас армянская диаспора в Соединенных Штатах, по сути, выполняет роль лобби своей страны. И нельзя с уверенностью сказать, что больше сдерживало все эти годы конфликт - посредничество Минской группы ОБСЕ и старания России либо давление армянского лобби. Если внешнеполитическая игра России на данном направлении будет тонкой и многоходовой, то возможно и Армению не оттолкнуть, и усилить свои позиции в Турции, которой объективно нужен серьезный геополитический партнер. Евросоюз, который не горит желанием принять страну в свои ряды, таким образом сталкивает Анкару на орбиту Москвы. Отсутствие прогресса на армяно-турецких переговорах этому будет только способствовать, потому что Турция не выполнит принципиальное требование Евросоюза об открытии границы с Арменией. При этом прогресс на переговорах также не помешает развитию российско-турецких отношений, так как стратегические договоры уже подписаны, а Турция строго придерживается традиций многовекторной политики.
О «Ливадийском клубе»
Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.
Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.
Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.
Вопросы и заявки на интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru