Шансы на вступление Приднестровья в состав Российской Федерации близки к нулю. Россия уже неоднократно заявляла о своей принципиальной позиции по этому вопросу. В данном случае у Москвы редкое единодушие с Европой по этой проблематике, о чем в очередной раз было заявлено на встрече в формате «3+2» в Вене 6 октября. История признания Абхазии и Южной Осетии, по мнению российского руководства, в данном случае не может рассматриваться как прецедент. У приднестровско-молдавского противостояния иные корни. Конечно, в случае реализации со стороны Молдавии силового сценария, отношение Москвы к региону может измениться. Однако такой вариант в нынешней ситуации видится крайне нереалистичным. И пятидневная кавказская война в этом смысле как раз прецедент, уберегающий обе стороны от реализации «горячих» сценариев.
Опять же не надо забывать о том, что при принятии решения о силовых действиях Кишиневу придется учитывать и позицию Киева. Жители новых кавказских государств в свое время по вполне объективным причинам (в частности, с целью обеспечения свободы передвижения) в большинстве своем приняли гражданство России. В Приднестровье похожая ситуация, однако многие жители ПМР являются гражданами Украины. По некоторым оценкам, их примерно столько же, сколько и граждан России, а этнических украинцев гораздо больше. Россия не имеет границы с этой территорией. И российский паспорт не всегда является для приднестровцев таким удобным пропуском во внешний мир, как украинский, за исключением тех из них, кто работает в России или имеет там родственников. Поэтому в «горячий» конфликт Молдавии с Приднестровьем, если он, не дай Бог, возникнет, сразу же будет вовлечена Украина. Она, кроме того, наравне с Россией является и государством-гарантом приднестровского урегулирования.
Представить, что Молдавия из-за Приднестровья пойдет на резкое обострение отношений не только с Россией, но с Украиной, невозможно. Кроме того, такая ситуация будет крайне невыгодна и европейцам, рассчитывающим стать основными модераторами процесса урегулирования. Вообще Европе в случае пассивности России может предоставиться уникальный шанс – снискать лавры миротворца, устраивающего обе стороны конфликта, что редко у кого получается. Почва для этого есть. Все же регион Днестра – это не Кавказ с его особым менталитетом, поэтому договориться можно.
Неужели этого не понимает лидер Приднестровья Игорь Смирнов? Прекрасно понимает. Однако его заявление и не стоило воспринимать как официальную просьбу о приеме в РФ. Никто в Москве, кстати, так и не воспринял эти слова. Они были произнесены на фоне смены власти в Молдавии и приурочены также к венской встрече в формате «3+2» (Россия и Украина как страны-гаранты, Евросоюз и США как наблюдатели, при посредничестве ОБСЕ). Представитель председателя ОБСЕ, посол Харалампос Христопулос заявил по итогам заседания, что «посредники и наблюдатели вновь подтвердили свое обязательство оказывать помощь сторонам в нахождении устойчивого политического решения приднестровского конфликта, основанного на суверенитете и территориальной целостности Молдавии и согласованном статусе для Приднестровья, в соответствии с принципами и обязательствами ОБСЕ». Как сообщается, посредники и наблюдатели обсудили последние политические события в Молдавии и выразили готовность продолжить работу в тесном сотрудничестве с обеими сторонами.
Смирнов, зная об этом единодушии, сознательно провоцирует Молдавию на то, чтобы она конкретнее и… жестче (!) определилась со своим отношением к приднестровской проблеме. Слова предназначены для Кишинева, но и для Европы, но не для Москвы и Киева. Это своеобразное «новое знакомство с Европой», которой намекают, что роль модератора переговорного процесса может перейти к ней по причине смены в Молдавии власти с условно дружественной России на прорумынскую. Смирнов напоминает европейцам о себе и своих претензиях. Теперь Приднестровье еще больше становится их проблемой. В любом случае румынская ориентация новой молдавской власти может спровоцировать еще один виток напряженности в регионе. Ведь еще не до конца понятно, как отреагирует на румынский курс Кишинева Гагаузская автономия. Этот, хоть и христианский, но тюркоязычный регион страны, который в равной степени ориентирован на Россию и Турцию, никогда не видел себя в составе Великой Румынии. Поэтому опасность обострения ситуации нарастает и здесь.
Все это происходит потому, что международного права, по сути, уже давно не существует. Игнорирование международных правовых норм в конце XX века приняло массовый характер, что говорит о недееспособности современной правовой системы, о том, что нормы не отвечают современным реалиям. Миру необходимы другие инструменты урегулирования и иные стимулы для принуждения к миру и заключению договоренностей. Вероятно, они должны лежать не в военной, а в экономической плоскости. У Молдавии (в союзе с Европой и Россией) есть шанс показать такой пример. В свое время Кишиневу удалось решить гагаузскую проблему, предоставив региону определенные права, тем самым сохранив Гагауз-Ери в составе страны, хотя события развивались в сторону приднестровского сценария. Ошибки, допущенные на приднестровском направлении, также со временем могут быть исправлены. Ведь не смотря на заявления Смирнова, таких категорических противоречий, как у Южной Осетии и Абхазии с Грузией, у Приднестровья с Молдавией не существует. Надо понимать и другое: той страны, в состав которой официальный Тирасполь готов включить Приднестровье, давно не существует. Об этом, наверное, рассказывают своим родственникам приезжающие из России на побывку домой гастарбайтеры. Поэтому если Кишинев не совершит фатальной ошибки, резко переориентировавшись на Бухарест, нынешний хрупкий статус-кво будет сохранен. В противном случае сценарий не предсказуем. Именно это предупреждение и скрыто между строк заявления Смирнова.