Напомним, что SSJ-100, выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, в среду, 9 мая, пропал с экранов радаров после показательного полета в Джакарте. Лайнер врезался в склон горы Салак на высоте 1,6 километра. На борту разбившегося самолета было более 45 человек, в том числе восемь россиян: члены экипажа и представители "Гражданских самолетов Сухого". Остальными пассажирами были в основном индонезийцы - журналисты и сотрудники авиакомпаний. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения российского лайнера.
"Сегодня целый день пытались забросить людей на веревках с вертолетов, но погода не позволила это сделать. Снизу вторые сутки идут 350 человек, они уперлись в вертикальную стену. Им разрешили передохнуть", - рассказал о проведении спасательной операции блоггер и путешественник Сергей Доля, который находится в Индонезии и наблюдает за происходящим. Кроме того, проведение операции затрудняет, по его словам, и то, что обломки лайнер нестабильны, некторые из них зацепились за деревья и сваливаются вниз. Он также сообщил, что до места никто не добрался, поэтому что произошло с пассажирами самолета - никто не знает. Доля утверждает, что пилот, управлявший SuperJet-100 - "один из лучших в России", а самолет был в прекрасном состоянии: "Перед полетом все проверили, все датчики были "зеленые".
"Говорить о каких-либо причинах крушения и спекулировать на эту тему неправомерно до тех пор, пока комиссия не завершит расследование. Это некорректно и непрофессионально", - предупредила Ольга Куликова, представитель "Объединенной авиастроительной корпорации". Она сообщила, что никто из заказавших ранее самолет авиакомпаний официально не отказался от контрактов, а также никаких ограничений на полеты и выведение самолета из эксплуатации нет. "Самолет сертифицирован не только по российским стандартам, но и европейским нормам. Самолет хороший, конкурентоспособный", - подытожила она. Кроме того, Куликова рассказала, что государство вложило в этот проект 400 миллионов долларов, больше 180 миллионов долларов - акционеры, около 2 миллиардов составил кредитный ресурс.
"Конечно, это событие привлекло внимание к проекту SuperJet-100, который вызывал много вопросов с самого начала. Сначала его отдали тем, кто пассажирскими самолетами никогда не занимался. Было бы логичнее отдать его другому конструкторскому бюро", - заявил Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, в программе "Своими словами" на Финам FM. Кроме того, эксперт напомнил, что в гору Салак за 10 лет врезалось семь самолетов. Вместе с тем он призвал подождать до окончания расследования.
Также Делягин рассказал, что SuperJet-100 на более чем на 54% состоит из импортных комплектующих: "Этот самолет поставил крест на российском производстве авиакомплектующих". "Самолет долго и мучительно сертифицировался, поскольку оказался на 3 тонны тяжелее, чем предполагалось. Три тонны - это очень важно, поскольку шасси на это не рассчитано и его пришлось дорабатывать в срочном порядке. Но самолет погиб не из-за шасси. Я боюсь, что скажут, что с самолетом все было идеально, а дело в экипаже", - резюмировал гость программы.
"То, что индонезийские заказчики берут паузу - нормальная реакция. Все хотят знать, что произошло, каковы причины", - уверен глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Он уверен, что проект не бросят: правительство поставило на авиастроение слишком много, программе не дадут оступиться.
Полный выпуск программы слушайте на сайте «Финам FM».