По мнению психиатров, поддержка семьи имеет огромное значение для людей с психическими расстройствами – вплоть до возможности предупредить обострение и рецидивы болезни. Через свое отношение к больному, через знание особенностей заболевания, через непосредственное участие в лечении близкие люди способны помочь ему в борьбе с недугом и способствовать его реабилитации. Однако зачастую члены семей больных сами нуждаются в психотерапевтической помощи и поддержке. Согласно статистическим данным, до 70% тех, чьи родные заболевают психическими расстройствами, испытывают тяжелую психологическую реакцию и страдают от чувства вины за случившееся. Почти все подобные семьи стараются скрыть заболевание одного из своих членов и поэтому резко ограничивают социальные контакты.
Иногда самым сложным для родственников больных оказывается понять и принять болезнь своих близких. «Мы наблюдаем множество случаев, когда родители годами не признают, что их ребенок или близкий человек болен. Они готовы списывать неправильное поведение своих близких, – зачастую агрессивное и эмоционально истощающее их самих, – на трудный характер, лень или плохое воспитание. Болезнь усугубляется, уходит драгоценное для лечения время. Парадоксально, но такая ситуация часто встречается в среде образованных и вполне благополучных семей», - рассказал Аркадий Шмилович, зам. главного врача Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева, к.м.н., президент РОО «Клуб психиатров». «В связи с существующим искаженным общественным мнением о психиатрии в целом, психиатрических учреждениях, возможностях психически больных, прогнозе психических заболеваний, люди испытывают страх перед обращением к психиатрам и приходят за помощью, когда они сами или их близкие уже длительное время в ней нуждаются, но не получают», - добавил он.
Большинство родственников больных разделяют господствующие в обществе представления и мифы о психических болезнях и психически больных. Собственная жизнь, собственные потребности отходят на второй план: семья живет в состоянии постоянного напряжения из-за «непредсказуемости» поведения больного или из-за «необходимости» непрерывной опеки над ним (ведь «психически больной не способен что-либо решать самостоятельно»!). В то же время знание дает возможность жить гораздо спокойнее. Оно позволяет предвидеть самые, казалось бы, странные поступки больных, а также понять, что излишняя забота не только напрасно отнимает душевные и физические силы здоровых членов семьи, но и лишает пациента инициативности, препятствует его реабилитации и, в конечном итоге, способствует его инвалидизации и углубляет социальную дезадаптацию.
Не менее важным и трудным этапом курсов оказалось решение проблемы социализации семей, в которых есть психически больной. Практически все преподаватели – врачи-психиатры и психологи – во время первых занятий столкнулись с замкнутостью участников семинаров, с их сосредоточенностью на личных проблемах. Вовлечь их в дискуссию и обмен опытом с другими участниками, сформировать социально-активную позицию в отношении своей жизни и жизни пациентов помогли занятия с элементами игровых методов и даже «сказкотерапии». Большая часть родственников пациентов еще во время курсов стали встречаться семьями, причем не только для того, чтобы обсудить связанные с болезнью вопросы. В их жизнь вновь вошли театр, кино, дружеское общение, а вместе с ними – ощущение жизни, ее полноты и многообразия.
Недостаточное качество знаний о болезни и закономерностях ее течения, путях реабилитации, возможностях пациентов затрудняет взаимопонимание между их родственниками и врачами, которое чрезвычайно важно для достижения эффективных результатов социальной реабилитации пациентов. Многие участники семинаров признавались, что им нелегко найти общий язык с лечащим врачом, и что они испытывают трудности даже при вызове скорой помощи во время обострений заболевания у их родных.
Все участники отметили, что курсы психиатрической грамотности помогли им улучшить отношения с медицинским персоналом и наладить климат в семье. Организаторы программы не сомневаются, что навыки общения с заболевшим членом семьи, знания о симптоматике заболевания, методах лечения и ухода, умение справляться со стрессовыми ситуациями и ориентироваться в вопросах законодательства, позволят родственникам не только активнее участвовать в процессе реабилитации близких, но и обрести уверенность в своих силах и радость жизни.
О значимости психообразования родственников больных психическими заболеваниями сказала Мария Кулик, президент РБОФ «Качество жизни»: «В ряде зарубежных государств образовательный подход при оказании помощи семье применяется уже не одно десятилетие. В России же пока это инициатива отдельных организаций, зачастую некоммерческих, которые ежедневно сталкиваются с такими семьями и их потребностями. Мы надеемся, что в ближайшее время психиатрическое просвещение станет неотъемлемой практикой. Тем более что в условиях реформы психиатрической службы в РФ, перехода от медицинской модели помощи к психосоциальной, когда многие больные должны вернуться из стационаров домой, именно семья и ближайшее окружение пациентов становятся главной опорой для медицинских специалистов. И главное, чтобы эта помощь была разумной».
О взаимоотношениях врача и пациента сказал Владимир Ротштейн, профессор, д.м.н., президент ассоциации «Общественные инициативы в психиатрии»: «Традиционный стиль взаимоотношений врача и пациента, при котором пациент всецело отдает себя во власть врача и без рассуждений следует его указаниям, в условиях современного общества становится неприемлемым. На смену приходит так называемый партнерский стиль, в рамках которого грамотный с медицинской точки зрения пациент обсуждает с врачом свою болезнь и методы ее лечения и, таким образом, следует указаниям врача не слепо, а сознательно. Мы можем достичь улучшения медицинских показателей, сделав пациентов и их родственников активными участниками лечебного процесса, ответственными и заинтересованными. Потенциал такого подхода и тот вклад, который осведомленный пациент может внести в дело укрепления и сохранения собственного здоровья, очень велик. Именно поэтому необходимо внедрение программ по повышению уровня медицинских знаний населения».