Если цены на фуражное зерно вырастут, говорили президенту животноводы, в результате вырастут потребительские цены на социально значимые продукты. А как же народ, стенали аграрные бароны? Родное государство, ты обязано не допустить этого. Поэтому уж распечатывай свои закрома и отдавай нам фураж, да недорого. А как же производители зерна? Так закупайте зерно в интервенционный фонд по той цене, какая выгодна производителям, но нам, животноводам, продавайте потом по выгодной нам цене. Пусть это будет и в минус! Государство не обеднеет, а мы не можем по миру пойти! Так в вольном пересказе звучали предложения, с которыми аграрии пришли к президенту. «Если власть из лейки не начнет поливать всходы общественных инициатив, общество самоорганизоваться и прорасти сквозь административный асфальт не сможет». Похоже? А это уже цитата с нашего круглого стола. Так о перспективах развития местного самоуправления размышлял на нем редактор отдела политики «Таганрогской правды» Сергей Чаленко.
Ни аграрии, ни таганрогский журналист не лукавят, когда рисуют мрачные картины, возникающие при отсутствии государственной опеки. Да, такова реальность! И, думается, ситуация рискует окончательно зайти в тупик, если продолжить решать проблемы одними лишь бюджетными вливаниями. Злоупотребление такого рода государственной поддержкой чревато разрушением рыночных основ экономики в одном случае и развитием инфантилизма у граждан в другом. Причем упрекать власть в навязывании своей заботы и опеки сверху не приходится, патерналистскими ожиданиями пронизано не только общество, но, как показало президентское совещание в Таганроге, и реальная экономика. Ситуация критическая. Государство рано или поздно вынуждено будет пойти на непопулярные меры. Ведь до тех пор, пока после всякой чрезвычайной ситуации будут раздавать деньги сирым и убогим, дабы успокоить возмущенную толпу, не станут развиваться цивилизованные институты разрешения кризисов. Это будет затягивать процесс создания нормальной экономики и нормального гражданского общества также.
В частности, на президентском совещании в Таганроге было прямо заявлено о фактическом отсутствии в России одного из основополагающих институтов, позволяющих цивилизованно решать подобные проблемы, – института страхования рисков. Именно страховые выплаты должны были бы отрегулировать дисбалансы, возникшие в результате аномального лета. Ведь вопрос не в отсутствии зерна как такового, а в том, сколько оно будет стоить и на какие деньги его приобрести. Задачей государства в условиях такой масштабной природной катастрофы при наличии подобных институтов должен быть контроль за исполнением обязательств страховщиками, то есть борьба со злоупотреблениями. Это в полной мере, кстати, относится и к финансированию восстановления жилья после пожаров, и к финансированию грядущих лесовосстановительных работ, прочих затрат, которые при нынешнем положении вещей также лягут бременем на федеральный бюджет.
Первые выводы по итогам совещания уже сделаны. Они немного обнадежили. Так, премьер-министр Владимир Путин поддержал предложение главы ФАС Игоря Артемьева о переводе торговли зерном на биржевую основу. Правительство намерено обязать российских экспортеров торговать свои контракты исключительно на российских биржах, а также продавать на бирже не менее 15% от внутрироссийских контрактов. Кроме того, глава ФАС рассчитывает, что к договорам на поставку зерна добавятся долгосрочные контракты по поставкам этого сырья. Главная цель новаций заключается в том, чтобы убрать цепочки посредников с рынка зерна. Это походит на нормальную реакцию государства на кризисную ситуацию. Также есть основания предполагать, что президент поручит изучить ситуацию на страховом рынке и инициирует изменения в законодательстве, которые заставят страховщиков заняться своим прямым делом. Однако начатую раздачу денег все эти шаги, конечно, не отменят.