Что я имею в виду? Вскоре после декабрьского указа, а именно в январе текущего года Ассоциация юристов России (АЮР) предложила разделить МВД России на три части и вывести из подчинения министерства следствие, создав единый следственный комитет. Председателем Попечительского Совета АЮР, как известно, является президент России Дмитрий Медведев. Полиция, по мнению АЮР, должна сосредоточиться на преступлениях, наиболее опасных для общества и государства: оргпреступности, коррупции, терроризме, экстремизме. Милиция должна заниматься охраной общественного порядка и профилактикой преступлений, а Национальная гвардия - объединить военные и военизированные подразделения, находящиеся сейчас в подчинении министра внутренних дел, - ОМОН, внутренние войска и т.д. Кстати, в других государствах Национальная гвардия является личным резервом главы государства и находится в его прямом подчинении. О том, что реформа будет двигаться именно в этом направлении, тогда же сообщил и председатель Счетной палаты Сергей Степашин, по совместительству являющийся сопредседателем АЮР. Единственный из высокопоставленных чиновников он заявил, что создание профессиональной полиции – вопрос решенный. Кстати, именно Степашин назывался рядом источников в Кремле наиболее вероятным главой полицейского ведомства. По слухам, намечалась рокировка, при которой его пост в Счетной палате занял бы нынешний министр внутренних дел, а Степашину намеревались поручить лично возглавить реформирование ведомства. Изменились ли у Кремля с января планы на этот счет, покажет время.
На самом деле в предложениях АЮР не так уж много нового. Проект реформы именно такого характера был предложен еще прежнему президенту России. Еще в первый срок президентства Владимира Путина муссировались слухи о том, что произойдут подобные перемены. Именно тогда впервые прозвучали термины «федеральная полиция», «муниципальная милиция», «национальная гвардия», «федеральная служба расследований». Муниципальная милиция, согласно той положенной под сукно концепции, должна была подчиняться органам местного самоуправления и отвечать за поддержание правопорядка в муниципальных образованиях, финансируясь, соответственно, из муниципальных бюджетов. Нынешнюю реформу президент Медведев, казалось бы, начал с прямо противоположного, - полного перевода милиции на федеральное финансирование. Однако федеральная полиция (если так теперь будет называться прежняя милиция), естественно, и должна финансироваться из федерального бюджета. Но это не отменяет возможности создания на местах народной милиции (милиция (от лат. militia — военная служба, гражданское ополчение) - нерегулярные отряды вооруженных граждан, ополчение). Причем, за российскими «шерифами», которые могли бы избираться населением и в подчинении которых остались бы какие-то силы ополченцев-дружинников, могли бы сохранить наименование «милиция», точно отвечающее характеру их деятельности.
Пожары не просто показали бессилие муниципалитетов перед стихией и прочими бедствиями. Они обнажили причины, по которым муниципалитеты оказались бессильны. В первую очередь, они лежат в финансовой плоскости – в отсутствии финансовой базы у местного самоуправления. Это результат централизации, необходимой на определенном отрезке российской истории. Но в итоге она привела к переводу персональной ответственности за все в стране на самый высокий уровень. Вряд ли эта ситуация может и дальше устраивать федеральный Центр. Ноша оказалась тяжелой, и разделить ее с муниципалитетами одними показательными наказаниями глав не удастся. Придется делиться деньгами. Тогда можно будет напомнить и об ответственности. Реформа МВД в ее муниципальной части может стать важным составным элементом этого процесса разделения ответственности на государственную и муниципальную зоны.
Кстати, именно муниципальной реформе будет уделено большое внимание в третьем Послании Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Содержательно плюсы и минусы действующего закона о местном самоуправлении разобраны в аналитическом докладе «Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг.». Доклад был подготовлен Институтом современного развития (ИНСОР). Председателем Попечительского совета этого think tank, как известно, также является Дмитрий Медведев. Думаю, совпадения далеко не случайны. Авторы доклада напоминают о том, что «охрана общественного порядка – одна из задач органов местного самоуправления, вытекающая из Конституции Российской Федерации» и отмечают, что «адекватного отражения в Федеральном законе №131-ФЗ она не нашла – выразилась только в возможности создания муниципальной милиции, что было отложено до принятия соответствующего федерального закона». Возможно, нам следует ожидать ответы на некоторые из поставленных в докладе ИНСОР вопросов уже в ближайшее время.
.
Хотя, конечно, не исключено, что благие намерения главы государства и его советников наткнутся на фронду внутри милицейской корпорации. Весь негатив, намеренно концентрируемый вокруг ведомства на Житной все это время, как раз и призван был ликвидировать питательную среду возможной фронды. Считается, что отстаивать прежние порядки сейчас самоубийственно для любого противника реформ. Так это или нет, скоро узнаем.
О «Ливадийском клубе»
Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.
Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.
Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.
Руководство Международной неправительственной организации «Ливадийский клуб»:
Президент: Шатров Игорь Владимирович (Россия, г. Москва)
Вице-президент: Поликанова Татьяна Валерьевна (Россия, г. Москва)
Вопросы и заявки на комментарии и интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru