Сейчас российское политическое руководство позволяет себе не задумываться о таких мелочах, так как находится в состоянии эйфории от последних внешнеполитических успехов. Победителей, как известно, не судят. Ближайший наглядный пример – Украина, где сверхпрагматичная российская политика не вызывает у новой команды, пришедшей к власти, претензий, хотя еще несколько месяцев назад картина была прямо противоположной. На самом деле внешняя политика Лукашенко всегда была столь же прагматичной, сколь и нынешняя внешняя политика Кремля. Только завернута в другой идеологический фантик. Батька, традиционно отстаивая национальные интересы, при этом постоянно апеллировал к идее славянского братства народов и единых корней русских и белорусов, тем самым выторговывая для себя льготы и преференции. Похожим образом, только с иной аргументацией всегда была устроена по отношению к России и внешняя политика центральноазиатских режимов.
Сегодня, заявляя о своей особой позиции по киргизскому вопросу, по сути, вмешиваясь в центральноазиатскую политику России, Беларусь заявляет о претензиях на роль нового регионального политического центра, одного из акторов мировой политики. Это, на первый взгляд, выглядит бесперспективным занятием, так как страна экономически очень зависима от России. Да и регион ЦА далек от Беларуси (впрочем, как и Латинская Америка, где Лукашенко уже свой). В то же время нельзя не учитывать последние заявления белорусского президента, сделанные им на фоне киргизского кризиса. Лукашенко вновь бросил вызов России, сказав буквально следующее: «Экономика и энергетика стали в основе выживаемости нашего государства, поставили вопрос о том, будем ли мы суверенным государством... Руководство России исходит из того, что никуда мы не денемся. Денемся. В центре Европы страна пустовать не будет... Россия, потеряв Белоруссию, потеряет окончательно свой притягательный статус и вид».
Европейский акцент, вновь усилившийся в риторике Александра Григорьевича, стал еще более конкретным, чем раньше: «В центре Европы страна пустовать не будет». Эта внешне корявая фраза на самом деле несет в себе глубокий смысл и ее следует понимать близко к тексту, то есть так, как она звучит. Кем заполнить страну – русскими или европейцами, кому «отдать» экономику - российскому или европейскому бизнесу? Вот главный вопрос, который неумолимое время ставит перед белорусским президентом. Постоянно предъявляя Беларусь в качестве наиболее европейского государства из всего СНГ, Лукашенко вновь и вновь предлагает Европе выстраивать отношения со странами, находящимися восточнее, при своем посредничестве. И в данном случае он не просто упирает на то, что нормы цивилизованного права подверглись ревизии во время беспорядков в Киргизии, а действительно, единственный из лидеров СНГ проявляет в отношении Бакиева самую что ни на есть европейскую по духу гуманистическую акцию. Красочно описанная им лично история с эвакуацией Бакиева силами белорусских спецслужб должна была показать одновременно и сохраненную мощь страны, и следование ее руководства европейским ценностям. «Некоторые говорят - жди повышения цен на нефть и газ, - прокомментировал также Лукашенко опасения, высказываемые по поводу его демарша. - Я этого все время жду». И продолжил: «Не надо за кусок хлеба или грязную тряпку продавать людей», - тем самым как бы еще раз акцентировав внимание на аморальности закулисного сговора, результатом которого стало всеобщее признание легитимности переворота в Киргизии.
Бакиев для Лукашенко сейчас почти как Абхазия и Южная Осетия для Медведева. Отличают Беларусь от России худшие стартовые условия для рывка в борьбе за лидирующие позиции. Россия может справиться и без особой международной поддержки своих неудобных инициатив. Беларуси в одиночку не выстоять. Но если белорусскому президенту удастся найти в мире даже одного значимого сторонника своей позиции, международный расклад будет не таким, как хотелось бы организаторам переворота и поддержавшим их лидерам. «Фактор Лукашенко» может внести существенные коррективы в предварительные, со всеми согласованные планы. Вообще же переворот в Киргизии (а иными словами, даже легитимизированный постфактум уход от власти Бакиева язык не поворачивается назвать) – очередное испытание системы международного права, регулирующей нынешний миропорядок. И подтверждение того, что пересмотр ряда основополагающих принципов неизбежен. Иначе расхождения в трактовках тех или иных положений будут постоянно провоцировать и усугублять международные, да и внутренние конфликты, как это отчетливо показали киргизские события.
Его пример - другим наука, или Вместо постскриптума
Что касается месседжа, то мятеж в Кыргызстане посылает его, скорее, все же не соседям, которым, конечно, тоже стоит задуматься о своем будущем. Судьба Бакиева – пример не для Каримова, Рахмона и иже с ними. И точно не для Лукашенко, хотя именно об этом говорят сейчас многие аналитики. Думаю, они ошибаются, так как внутренняя оппозиция в Беларуси не настолько сильна, а внешней новую горячую точку посреди посткризисной Европы создать не позволят. Полагаю, из Бишкека сигнал прозвучал для Саакашвили. Ситуация в Грузии в главном напоминает киргизскую. Присутствует недовольство действующим режимом и со стороны иностранных спонсоров, и со стороны соседних государств, и со стороны политической оппозиции внутри. Киргизская репетиция «законной» смены власти в подобной щекотливой ситуации прошла успешно. Это означает, что на постсоветском пространстве в ближайшее время спокойно не будет. Увы!