- В какой сфере – национальной экономики или внешней политики – должны находиться приоритетные задачи для президента Абхазии на ближайшие 5 лет? Какие именно это должны быть задачи?
- Повестка дня второго срока президента Абхазии будет кардинально отличаться от списка приоритетных задач его первого срока. Во второй раз на высший государственный пост Сергей Багапш заступил уже в другой Абхазии. 5 лет назад официально никто не воспринимал эту страну иначе как мятежную провинцию Грузии. Даже наиболее дружественное государство – Россия, делая все для того, чтобы предотвратить войну в регионе, но памятуя о проблемах в собственной ассиметричной федерации, также не поощряла сецессионистские помыслы абхазов. Сергей Багапш тогда не имел никакой поддержки со стороны Москвы. Напротив: он выступал в роли оппозиционного кандидата.
Теперь ситуация изменилась. Багапш уже записал свое имя в историю Абхазии как президент, при котором страна получила международное признание. И уже одним этим заслужил уважение своего народа и карт-бланш от избирателей на продолжение своей политики как внутри страны, так и на внешнеполитической арене. Теперь его ожидает не менее, а возможно, даже более сложное испытание – организовать мирное строительство в стране. От результатов этой рутинной работы теперь во многом будет зависеть и восприятие Абхазии на международной арене. Отваги и доблести, конечно, абхазам не занимать. Однако для того чтобы реализовать себя в мирное время, только этих качеств недостаточно.
В ряду первоочередных задач теперь, конечно же, будут экономические вопросы. Список проблем огромен. Надо создавать экономику заново! Отсутствие гарантий мирной жизни все предыдущие годы препятствовало реализации инвестиционных проектов. Деньги любят тишину! Поэтому желающих инвестировать в мятежную провинцию было мало. Особенно это касалось «длинных» денег. Сейчас, когда благоприятный инвестиционный климат в Абхазии обеспечивается в том числе и гарантиями безопасности, предоставленными Россией, Абхазия может рассчитывать на резкий рост внешних финансовых вливаний.
Сложность задачи состоит в том, что абхазы не будут делать скидок своему президенту. Уставшие от затянувшейся неопределенности они могут быстро забыть былые заслуги Сергея Багапша, требуя от него стремительных позитивных перемен в социально-экономической сфере, что будет невозможно. Выход из данного опасного тупика возможен в случае назначения на пост премьер-министра такой политической фигуры, которая, будучи уважаемой и признанной в обществе, сможет взять на себя в случае необходимости всю полноту ответственности за экономическое возрождение. Такой выбор президент уже сделал: премьер-министром назначен экс-министр иностранных дел Сергей Шамба. Глава внешнеполитического ведомства внес весомый вклад в успех прежнего президентского срока Багапша, который отмечен международным признанием страны. Можно быть уверенным, что международный авторитет и широкая известность нового премьер-министра будет содействовать привлечению инвестиций в абхазскую экономику.
- Сможет ли за эти годы Абхазия создать не зависимую от российской поддержки экономику? Обязательно ли поддержка другого государства ущемляет суверенитет или подобная схема приемлема в отношениях малых и больших государств? Какие примеры таких отношений существуют в мировой экономике?
- Необходимости в этом нет. Даже экономики крупных держав серьезно зависимы друг от друга. Это показал и мировой кризис. Классический пример – как пуповиной связанные экономики США и Китая. Что касается малых государств, то они, по определению, занимают сателлитное положение по отношению к своим более крупным соседям. Это даже если подходить к вопросу без учета особых отношений, сложившихся между Россией и Абхазией и исторически, и в связи с событиями последних лет.
Перед Абхазией сейчас стоит другая задача: не отказываться от российской помощи, а, используя российскую поддержку, встроиться в международную экономическую систему, предложив мировому рынку конкурентоспособные товары и услуги. И в данном случае не надо жалеть Россию, которая, якобы, ради достижения политических целей вкладывает средства в экономику другого государства. Политика в данном случае здесь присутствует в гораздо меньшей степени, чем может показаться. Оказывая поддержку в восстановлении транспортной и курортной инфраструктуры Абхазии (а именно это является на данном этапе ведущим направлением для российских инвестиций), Россия тем самым как бы расширяет курортный регион Большого Сочи. Именно российские граждане и станут основными потребителями местных услуг. Не будем забывать и том, что большая часть населения Абхазии также является гражданами России. В данном случае не важна предыстория вопроса. Так сложилось в силу ряда причин, но это факт. А значит, Российское государство вместе с абхазскими властями несет солидарную ответственность за жизнь, здоровье и благосостояние местного населения.
- Удастся ли за ближайшие 5 лет Абхазии значительно увеличить число государств, признающих ее суверенитет? В каком случае это может произойти? Как этот процесс будет влиять на международную повестку дня? Вступит ли Абхазия за это время в ООН и что может позволить ей это сделать?
- Кризис однополярной модели мира вызвал активный процесс поляризации. На этом фоне вполне естественным видится признание Абхазии, во-первых, теми государствами, которые не относят себя к полюсу, занимаемому США, и, во-вторых, теми, которые открыто идентифицируют себя как российскоориентированные. Эти группы не всегда совпадают по составу, но близки в том, что государства, их составляющие, не устраивает современная модель мироустройства. Признание Абхазии в одном случае является своеобразным тестом на лояльность России, в другом – вызовом современной модели мира. Поляризационные процессы на планете будут продолжаться еще не один год. До тех пор, пока не удастся прийти к консенсусу, описывающему и закрепляющему сложившиеся мировые реалии. Как после Ялтинской конференции в Ливадийском дворце, 65-летие которой мы сейчас отмечаем.
Нет никакого сомнения в том, что к следующим президентским выборам Абхазия подойдет с гораздо более серьезной международной поддержкой. Вопрос ее участия в различных международных организациях, на мой взгляд, будет решаться в каждом отдельном случае по-разному. Как вариант, поначалу события могут развиваться по тайваньскому сценарию – участие в международных экономических организациях, выстраивание отношений с другими государствами через культурно-деловые центры и т.п. Однако для этого Абхазия должна состояться как государство в экономическом плане. Товары и услуги, производимые и предлагаемые Абхазией, должны быть востребованными на мировом рынке. К числу перспективных направлений для такого включения Абхазии в мировую экономику могут относиться, например, туристско-рекреационный и выставочный бизнес, аграрный сектор и производство экологически чистых продуктов питания и т.п. отрасли «зеленой» экономики. Начало предолимпийского четырехлетия, совпадающее с началом нового президентского цикла, позволяет придать динамику процессам формирования нового образа Абхазии. Абхазский мед, абхазский чай, абхазское долголетие – эти бренды получают возможность для своей дополнительной международной раскрутки на фоне подготовки к Олимпиаде. Абхазия должна активно участвовать во всех предолимпийских проектах, реализуя эту дополнительную возможность выхода на международную сцену. Причем выхода весьма красивого и эффектного и не политизированного сверх меры.
Что касается собственно ООН, то назревающая реформа этой международной организации может дать шанс ряду де-факто государств в случае подтверждения ими собственной состоятельности стать ее членами. В то же время последствия мирового системного кризиса, только частью которого является экономический кризис, могут послужить основанием для создания новых международных организаций для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Если вспомним, то ООН и сама возникла на обломках Лиги Наций.