Специалисты компании ILS, работавшие на выставке в ходе всего времени ее проведения, также не могли не задаться этим вопросом и не обратить внимания на произошедшие изменения. В первую очередь, конечно, отмечали перемены внешние:
«Действительно, выставка чуть менее масштабная, чем в 2007 году, – рассказывает начальник Отдела Международного Сотрудничества ILS Яна Мисковец – но в основном бросается в глаза отсутствие больших стендов некоторых всемирно известных алкогольных брендов, например, Gallo. Вероятно, их владельцы посчитали, что популярность принадлежащих им торговых марок достаточно высока, и они могут обойтись без участия в Vinexpo в этом году. Но это – скорее исключение. Большинство производителей, дистрибьюторов и Торговых Домов, в том числе и все наши постоянные партнеры, приняли участие в выставке, несмотря на кризис».
«За четыре дня выставки мы прошли по ее павильонам более 20 километров и провели более 50 встреч! – вспоминает Дарья Морозова, менеджер Отдела Международного Сотрудничества, - причем, как с французскими производителями, так и с представителями винодельческих компаний из других стран: Испании, Германии, Мексики, Ирландии, Англии, Голландии, Италии… Почти все они, несмотря на пресловутый кризис, нашли возможность приехать на Vinexpo, как и в прошлые годы. Влияние кризиса, если и чувствовалось, то в основном в мелочах: часть стендов была более «скромной», производители раздавали меньше рекламных материалов и частично отказались от проведения традиционных встреч со своими клиентами после выставки».
Помимо внешних перемен, отмеченных посетителями и участниками Vinexpo-2009, нельзя не сказать и о внутренних изменениях, происходящих на алкогольном рынке, которые активно обсуждались в Бордо.
«Сложившаяся в мире экономическая ситуация вызвала ощутимое падение «внутриевропейского» потребления, - рассказывает Яна Мисковец. В связи с этим винодельческие предприятия в Европе, и прежде всего во Франции, не могут больше себе позволить концентрироваться на исторически близких и привычных рынках «соседей» и вынуждены активно искать выходы на восток: на рынки России и… Китая».
Российским рынком французы интересуются уже давно, характеризуя его при этом двумя терминами: «большой» и «нетрадиционный». То, что российский рынок привлекает французских виноделов своим объемом, факт бесспорный: страна, потребляющая более 300 млн. литров вина в год, не может не заинтересовать производителей, для большинства которых очевидно, что успешный выход на этот рынок означает серьезное увеличение объемов продаж.
Однако энтузиазм многих виноделов по-прежнему сдерживает вторая характеристика данного рынка – его «нетрадиционность». «Для всего мира французские вина – это вина, главным образом, сухие и относящиеся к ценовым категориям «средняя» и «выше средней», - поясняет Яна, - Российские же импортеры интересуются в основном недорогими столовыми винами. При этом, в ассортименте поставок обязательно должны присутствовать полусладкие вина, которые для Франции совершенно не характерны. Такие вина – это не только дополнительные затраты на изменение технологий, но и повышенный экономический риск – производителю продать их в Европу, в случае отказа от поставки российского импортера, будет практически невозможно».
Кроме того, борьба за российский рынок осложняется необходимостью конкурировать с производителями Италии и Испании - более гибкими в своей ценовой политике. По словам многих участников выставки, избежать увеличения стоимости французских вин в этом году вновь вряд ли удастся: выпавший град повредил большие площади «белых» виноградников, что серьезно отразилось на размерах урожая и, как следствие, станет причиной вынужденного повышения цен. Кроме того, государственная поддержка дистилляции ведет к тому, что многим производителям выгоднее дистиллировать полученное сырье, чем продавать винодельческим предприятиям, что также не способствует удешевлению стоимости производимых во Франции вин. Китайский рынок для французских производителей выглядит еще более загадочным, чем российский. Но при этом еще более масштабным. Интерес китайцев ко всему «европейскому» вызывает интерес и к французскому вину. И в отличие от россиян, китайские дистрибьюторы готовы ввозить в страну достаточно дорогую продукцию, что вызывает у французов несомненный энтузиазм. «Среди посетителей Vinexpo в этом году было очень много представителей Китая, а компании-производители нанимали для работы на своих стендах консультантов, владеющих китайским языком. Одно только это, безусловно, свидетельствует о том, что французы серьезно обратили свое внимание на Восток, - добавляет Яна».
Итак, участники Vinexpo-2009 экономят на рекламе и активно ищут новые пути для развития бизнеса, выход на российский рынок среди которых занимает немаловажное место. «Визит на Vinexpo вселяет в нас определенный оптимизм, - заключает Яна, - выходит, кризис - отличная возможность для отечественных импортеров расширить свою ассортиментную линейку, начать сотрудничество с новыми производителями и, тем самым, косвенно помочь нашему алкогольному рынку преодолеть экономические трудности».