КАК ПИСАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ДОБАВИТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ


На страже демократии, 2011 - Выпуск 41

26.12.2011
Whites Communication
Саммит Украина–ЕС: чуда не произошло Саммит Украина–ЕС должен был стать для Киева внешнеполитическим событием года, даже несмотря на то, что проходил в канун Нового года. При благоприятных обстоятельствах это важное событие могло не только определить стратегическую линию внешнеполитического партнерства Украины с Москвой и Брюсселем, но и существенно повлиять на ситуацию внутри государства.
С приближением саммита украинская власть не теряла оптимизма относительно перспективы парафирования Соглашения об ассоциации. В частности, первый вице-премьер-министр А.Клюев еще 14 декабря отмечал, что проект Соглашения полностью подготовлен и что документ будет парафирован на саммите. Основные параметры торговой части Соглашения об ассоциации Украины и ЕС согласовали еще 20 октября, завершив, таким образом, подготовительный этап по созданию Зоны свободной торговли, работа над которым была начата еще в 2008 году.(1)

Буквально за несколько дней до саммита Апелляционный суд оставил под арестом экс-премьера Ю.Тимошенко, отказавшись удовлетворить ее апелляцию. Рассмотрение самой апелляции перенесли на 20 декабря, дав таким образом понять, что решения об освобождении Ю. Тимошенко до саммита ждать не стоит. Следовательно, украинская власть продемонстрировала неизменность своей позиции по делу Ю. Тимошенко даже после встречи комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш.Фюле с Президентом В.Януковичем.

Понимая, какими будут последствия решения Апелляционного суда по делу Ю.Тимошенко, пресс-секретарь МИД Украины О.Волошин еще 14 декабря отметил, что парафирование Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС может не состояться. Но добавил, что от этого ничего принципиально не изменится, поскольку главное – это завершение переговоров.(2)

Напомним, что в начале декабря текущего года Европарламент принял резолюцию, в которой рекомендовал Совету ЕС, Еврокомиссии и Европейской службе внешнеполитической деятельности парафировать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС до конца года. Тем самым Евросоюз продемонстрировал позицию открытости по сближению с Украиной, и дал понять, что считает Соглашение об ассоциации важным механизмом углубления двусторонних отношений, возлагая при этом ответственность за результаты саммита на Украину. В контексте принятых рекомендаций депутат Европарламента П.Залевский отметил, что ЕС не выдвигает никаких условий для парафирования Соглашения об ассоциации, но ставит подписание документа в зависимость от улучшения ситуации с демократией в Украине. Министерство иностранных дел Украины восприняло это как обнадеживающий сигнал. Президент Виктор Янукович, в свою очередь, отметил, что решение Европарламента – хорошая новость для Украины и что он лично будет содействовать решению в стране вопросов, упомянутых в резолюции.(3)

Однако результаты саммита, а точнее их полное отсутствие, окончательно расставили все точки над «і». Стороны объявили о завершении переговоров по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Впрочем, это завершение не было скреплено парафированием, что, в свою очередь, позволило бы запустить процесс создания Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

Реакцией на такой поворот событий со стороны украинских чиновников, в частности, первого вице-премьера А.Клюева, стало высказывание предположений о возможности парафирования Соглашения через месяц-полтора. На самом же деле теперь, особенно в контексте попыток Киева добиться новых газовых договоренностей с Россией, пытающейся всячески препятствовать движению Украины в сторону создания Зоны свободной торговли с Евросоюзом, сроки парафирования могут быть отложены на неопределенное время.(4)

Несмотря на то, что Глава Европейской Комиссии Ж.М.Баррозу и Председатель Европейского Совета Г. ван Ромпей говорили о зависимости подписания Соглашения об ассоциации от демократических реформ в Украине, стала очевидной неготовность ЕС к жесткой борьбе с Россией за Украину. В конце концов, сама украинская власть предпочла европейской перспективе потакание собственным политическим амбициям и достижение мнимых и сиюминутных экономических преимуществ.

Исходя из того, как разворачивается ситуация, неудивительно, что действия украинских властей в сфере внешнеполитических отношений Украины с миром, особенно с Россией и ЕС, находят у граждан все меньше понимания. Согласно недавним исследованиям общественного мнения, 47% украинцев считают, что нынешняя внешняя политика Украины не отвечает ее национальным интересам, а еще 32% думают, что соответствует лишь частично.

Социологические опросы, проведенные накануне саммита, отражают стремление украинского народа к углублению отношений с ЕС. В частности, вступление в ЕС сегодня поддерживают 45% опрошенных, в то время как противниками евроинтеграции выступают 34,2%. Примечательно также, что значительное количество граждан, а это 20,7%, воздержались от ответа. При этом 56% респондентов считают, что практические действия украинской власти не отвечают ее евроинтеграционным декларациям, и только 12% думают, что отвечают.

На вопросы о личных перспективах в случае присоединения к Евросоюзу, 37% опрошенных сказали, что выиграют от вступления Украины в ЕС, 26% – что проиграют. В свою очередь, 27% респондентов считают, что они выиграют от вступления Украины в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, а 23% – что проиграют. Уровень своей информированности касательно ЕС 46% украинцев оценили как средний, 36% – как низкий, и только 4% – как высокий.(5)

Таким образом, несмотря на наличие незначительного преимущества в симпатиях украинцев к ЕС над приверженностью идее сближения с Россией, главную роль играет фактор неопределенности приоритетов у почти трети населения Украины. Такая ситуация дает почву для манипуляций общественным мнением.

Трудно не согласиться с тем, что основная ответственность за безрезультатность саммита лежит именно на Украине, а не на ЕС. Внешние факторы, какими бы мощными они ни были, лишь дополняют внутренние. Не зря глава представительства ЕС в Украине Ж.М.Тейшейра подчеркнул, что за последние 10 лет ЕС предоставил Украине технической помощи на миллиарды гривен (сотни миллионов евро). По его мнению, если бы украинские правительства использовали эту помощь по назначению, то Украина сегодня была бы совсем другим государством.(6)
(1) http://news.liga.net/news/economics/576969-klyuev_soglashenie_o_zst_s_es_budet_parafirovano_19_dekabrya.htm
(2) http://www.pravda.com.ua/news/2011/12/14/6837244/
(3) http://tyzhden.ua/News/36648
(4) http://news.liga.net/news/politics/579488-podgotovka_parafirovaniya_soglasheniya_s_es_zaymet_neskolko_nedel.htm.
(5) http://www.pravda.com.ua/news/2011/12/14/6837352
(6) http://nk.org.ua/news/view/8116

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Перед нами классический «любовный треугольник». В финале драмы кто-то непременно льет слезы. Вопрос лишь в том, кто именно их будет лить в данном случае.

Россия
Способность страны балансировать бюджет и контролировать собственный народ попала в прямую зависимость от возможности контролировать топливно-энергетический сектор Украины и других стран постсоветского пространства посредством создания Евразийского Союза и доминирования в этом межгосударственном образовании. Сегодня экспорт энергоресурсов составляет 69% ВВП России, и без такого контроля финансовое положение России будет постепенно ослабевать.

По состоянию на сегодняшний день Европа и Китай являются крупнейшими потребителями российских энергоносителей. В 2006 и 2008 годах из-за споров между Россией и Украиной Европа оставалась без газа прямо посреди холодной зимы. Как следствие, европейские государства начали масштабную программу диверсификации источников поставок энергоносителей, что, в свою очередь, может привести к сокращению экспорта российского газа в ЕС на 50% уже к 2020 году. Вряд ли российская экономика от этого выиграет.

Украина, в свою очередь, активизирует собственную программу диверсификации источников поставок энергоносителей, пытаясь ослабить энергетическую зависимость от России и намереваясь со временем самой стать экспортером энергоресурсов. Если эти планы будут успешно воплощены, Россия потеряет огромный рынок сбыта, да еще и получит в лице Украины конкурента. Китай не спешит вступать с Россией в споры, но и не соглашается платить за газ больше 200 долл. за тыс. м3, так как имеет диверсифицированную систему поставок энергоресурсов и может покупать сжиженный газ у Австралии.

Можно сказать, что Россия «наступила на собственные грабли». Угрозы применения силы и неуклюжая жесткая дипломатия, возможно, были бы действенными в разгар холодной войны. Но в современном мире государства просто ищут и находят ей альтернативу. Россия как старая дева может вскоре остаться наедине со своими воспоминаниями о былом величии. Осознавая такую безрадостную перспективу, она отчаянно сопротивляется любому движению государств к энергетической независимости.

Европейский Союз
Европа заняла выжидательную позицию. Сегодня она сама погружена в финансовый кризис. Но вероятнее всего, что европейцы преодолеют трудности, как только рынки начнут восстанавливаться. ЕС – надгосударственное образование, регулируемое строгими правилами. Европейцы приглашают соседей в свой клуб, но требуют при этом соблюдения дресс-кода. Они хотят видеть Украину членом клуба. Они видят, что сознательная часть населения страны желает того же. Вопрос состоит в том, как поведет себя властная элита. Она должна будет принять европейские правила игры, что, в свою очередь, предполагает серьезные реформы и изменение самой модели управления государством.

В случае принятия этих правил Украина как торговый партнер ЕС получит значительные краткосрочные и долгосрочные преимущества. Прежде всего, изменится статус государства и его восприятие в мире. Одного этого фактора достаточно, чтобы перед Украиной открылись многие двери. Сознавая, что она сделала в этой ситуации все, что могла, Европа сегодня отходит в сторону. Очередь за Украиной.

Украина
Украина оказалась в ситуации, когда ее обхаживают два поклонника, и ей нужно сделать выбор, да так, чтобы не остаться у разбитого корыта. Вопрос в том, кто внутри Украины отвечает за этот выбор. Отдельные представители и спонсоры Партии регионов высказали мнение, что будущее Украины – с Европой. Другие слишком тесно «увязли» в отношениях с Россией и теперь не готовы платить за европейскую интеграцию огромные «отступные».

Проблема заключается в том, что Администрация и ее спонсоры лично заинтересованы в сближении с Россией только для получения прибылей от уменьшения цены на газ, хотя и понимают, что правильное для Украины решение – это движение в Европу. Если Украина выберет этот путь, они пострадают первыми, поскольку навлекут на себя гнев Кремля. Если Украина выберет Россию, эти бизнесмены и политики, вероятно, защитят свои позиции до того времени, когда за российскими инвестициями в Украину последует российская политическая культура. А вот ценой такого чисто тактического преимущества для кучки избранных станет замораживание отношений Украины с Европой и сдача национальных интересов. Этим людям следует, наконец, понять, что какой бы путь ни выбрала Украина, они в любом случае проиграют.

Перед Президентом – трудный выбор. Но бремя трудных решений неотделимо от должности такого уровня. Господину Президенту самое время вспомнить свою клятву верности, ведь он давал ее народу Украины, а не горстке зажравшихся нахлебников, которых народ Украины не выбирал. Гарантию политических перспектив может дать лишь работа в интересах народа, а интриги с ним означают суд при следующем правителе, ведь любая власть конечна.

Выводы
Россия знакомится с волной гражданских протестов и нарастания внутреннего финансового давления. Ее дальнейшая стабильность и целостность отныне будет зависеть от поддержки Великобритании, США, Германии, Китая и ... Украины. Если этой поддержки Россия не получит, ее ожидают неминуемые и весьма серьезные трудности и ветер перемен.

Россия – навеки сосед Украины. Россия – это огромный рынок. Но российская политическая система нуждается в изменении архитектуры, а ЕС и Украина должны помочь России в этих изменениях из соображений всеобщей безопасности. Сотрудничество ЕС и Украины может стать эффективной моделью для российских политических реформ, а целостная, мирная и по-своему демократическая Россия – в интересах Украины.

Точно так же и ЕС – вечный сосед Украины и огромный рынок. Но административная система ЕС едва справляется с собственными проблемами государственных долгов, безработицы и миграции. Для преодоления кризиса у европейцев есть огромный ресурс – общие ценности. Европа должна поделиться их силой и обучить им украинцев и украинскую демократическую элиту – также из соображений всеобщей безопасности.

Текущая модель европейской перспективы Украины уже погребена в мусорных корзинах украинских и европейских бюрократов. Новую ее модель будут писать сами граждане.


От редактора
Мы хотим поблагодарить всех наших читателей и единомышленников за внимание и поддержку в 2011 году. В новом году еженедельник «На страже демократии» придет к вам также обновленным. А пока редакция поздравляет вас с наступающими Праздниками и желает счастья в Новом 2012 году!

Цитата недели:
Демократия - это не то, во что нужно верить, и не вешалка для вашей шляпы. Демократия – это ваши действия, ваше непосредственное участие. Если вы прекратите действовать, демократия разрушится.

Эбби Хоффман
Политический деятель и социальный активист




Whites Communication
Адрес:Киев ул. Сковороды, 1
Тел.:536 15 08

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы Whites Communication >>>