Научно-практическая конференция
Педагогика текста: Культурный код эпохи
8 декабря 2011 года в Доме Детского творчества «На 9-й линии» прошла Третья научно-практическая конференция «Педагогика текста: Культурный код/т эпохи». На конференции обсуждались проблемы взаимосвязи современной молодежной культуры, выраженной в виде текста в широком смысле слова, и образования.
***
В этом году у конференции «Педагогика текста» необычная тематика: «Культурный код/т эпохи». Что значит «код эпохи» и каким образом сюда попал кот, разбирались ученики и учителя школ Санкт-Петербурга, Москвы, Югры, Шумерли, Всеволожска, Выборга, Знаменска, Краснодара и Великого Новгорода, педагоги и студенты Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, члены Санкт-Петербургского отделения Русской ассоциации чтения, Образовательного центра «Участие».
Перед участниками конференции были поставлены вопросы культурных кодов и текстов современной России. В данном случае текст понимается в широком смысле, не только как набор буквенных обозначений, но и как аудио, видео, изобразительные и другие средства самовыражения. Так или иначе, затрагивались темы скрытых смыслов, метафор и символов, кодированных образов, самодостаточности кодов отдельных эпох, трактовки современной культуры как культуры гипертекстов.
***
«Чудеса не случайны, но чаемы» . Так сложилось, что пленарная часть конференции проходила в здании Дома детского творчества «На 9-й линии».
«Зал, в котором мы сегодня собрались, был надстроен Иннокентием Фёдоровичем Анненским, являвшимся директором восьмой мужской гимназии. А в начале ХХ века эту гимназию закончил Зощенко. Так что можно считать, что очередная конференция «Педагогика текста» получила литературное благословение» — делится со слушателями интересными фактами Андриянова Дарья Дмитриевна, директор Дома детского творчества.
Как всегда свое приветственное слово Денис Алексеевич Котов, директор книготорговой сети «Буквоед» и постоянный участник конференции «Педагогика текста» начал с шутки: «По историческим причинам Котовского пригласить не смогли, но я здесь не только из-за фамилии». И это чистая правда. Денис Алексеевич всегда готов поддержать интерес к литературе и образованию и поучаствовать в мероприятиях, посвященных образованию и вовлечению в чтение.
Когда дело касается котов, а тем более в Северной Столице, вспоминается серия добрых и интересных акварелей «Коты Петербурга», известная уже по всей стране. Ее автор, Владимир Дмитриевич Румянцев, член Санкт-Петербургского Союза художников России, приехал на конференцию не с пустыми руками, подарив каждому участнику конференции возможность заполучить в свою домашнюю коллекцию «кусочек искусства» с автографом.
Но откуда же взялись коты? — на этот вопрос ответила Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ и один из бессменных организаторов и ведущих конференции. А дело было так: «На заседании кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента за уютным чаепитием предложили тему “Культурный код эпохи”. Но кто-то расслышал неправильно и начал рассказывать о знакомом Мурзике, самом культурном из культурнейших котов. Через несколько минут вся кафедра обсуждала хвостатых любимцев и возвращаться к кодам отказалась. Вот так, между делом, к нам пробрался кот. Но важно помнить, что коты — это только наши помощники, которые вместе с нами будут искать ответы на вопросы о кодах эпохи».
Приглашением к диалогу о возможном развитии культуры (что мы выберем: редукцию или возвращение к старым смыслам?) стал доклад Марии Александровны Черняк, доктора филологических наук и профессора кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена «“Кот Онегина”, или Классическая литература как культурный код». Автор считает, что «Классика — центральный компонент культуры и является точкой отсчета в системе координат. Ремейк — это путь классической литературы в будущее, он совпадает с запросами читателя и позволяет раскодировать классику на современный язык». Мы думаем, что знаем все про Пушкина, Гоголя, Достоевского. Но это не так. Актуальность классики не только не уменьшается, но даже растет. Прямое тому доказательство — количество книг «по следам» великих поэтов. Сюда относятся «Код Онегина» Брейна Дауна (Дмитрий Быков), «Блуда и МУДО» Алексея Иванова, «Мертвые уши» и «Башмачкин» Олега Богаева, «Ф.М.» Бориса Акунина и многие другие.
Оказывается, образ кота актуален и популярен среди книгоиздателей. 2011 год – год кота по китайскому календарю, это стало трендом, в том числе и для литературных произведений. Анализ вышедших изданий, проведенный Еленой Станиславовной Романичевой, кандидата педагогических наук, профессора и декана филологического факультета МГПИ на выставке «Нон-фикшн» показал, что именно издатели определяют литературные вкусы молодежи и ищут к ним пути, в том числе через книги про хвостатых и усатых, которых при внимательном изучении оказалось большое количество.
Кодом нашей эпохи может быть только такой текст, по отношению к которому культура выступает в качестве гипертекста. Не являемся ли этим текстом мы сами? Развил эту мысль гость из города Юргы Александр Николаевич Семенов, доктор педагогических наук, профессор кафедры филологического образования АУ ДПО «Институт развития образования» ХМАО-Югры. В выступлении тема дуализма реальности и сверхреальности раскрывается очень необычно: «Из сверхреальности можно получить только то, что нашёл в реальности; поэт может взять только то, что создал сам».
«Мне кажется, Вы не очень-то кот!» — эта фраза Маргариты из романа Булгакова звучала весь оставшийся день в диалогах участников конференции. С нее начал свое выступление Вадим Евгеньевич Пугач, кандидат педагогических наук, доцент СПбГУ, и неслучайно. Доклад изначально был посвящен значимости метафор и символов в процессе обучения, но к концу он превратился в революционную педагогическую речь:
«Образование стало системой лжи. А мы-то думаем, что сейчас мы им соврём, а они это проглотят. А это не так, дети всегда чувствуют ложь.
В 70-е гг. в клинике Скворцова-Степанова был проведён эксперимент по отключению левого и потом правого полушария. Так вот та система обучения, которая предлагается в данный момент, подходит глубоко больным людям. Если полностью отключить ребёнку правое полушарие, то он станет инвалидом, поверит любой ерунде, но сможет учиться по существующим учебникам».
Нет ничего удивительного в том, что вызов общественности кинул Вадим Евгеньевич, ведь именно он играл роль «пса» в происходившей котовасии. Мастер-класс «Ну и пес с ним…» был им придуман и проведен в рамках конференции после обеденного перерыва и серии иных образовательных и развлекательных мероприятий.
***
Вторая часть «Педагогики текста» проходила в школе №700, находящейся в соседнем здании с Домом детского творчества. Участников конференции встречали милые и дружелюбные котята, которые следили за тем, чтобы никто не потерялся и дошел до места своего назначения. Это было очень важно, так как все последующие события проходили в разных помещениях и имели разную тематику.
Так, школа №700 организовала «Школьную сессию», где представила результаты творческих акций своих учеников в технологии «open space». Особенность этой технологии заключатся в возможности проводить разные мероприятия в одно и то же время и соответственно, посещать эти мероприятия вне зависимости от того, когда они начались. Все получившиеся продукты были показаны на финальной части конференции.
Рассуждать о культурных кодах и котах современности и не спросить мнения молодых специалистов было бы очень странно. Именно они, магистранты СПбГУ и РГПУ им. А. И. Герцена, наиболее активно поддержали расширение рамок понятия текста и создали новый формат обмена знаниями — «магистр-класс». На полтора часа магистранты и преподаватели поменялись местами. Старшее поколение знакомилось с современной культурой, порождающей тексты нового поколения: аниме, рэп, серьезные книжки с картинками, аудиокоды, современная политика и новые трактовки классических произведений. Во всех начинаниях магистрантам помогали коты. Они являлись связующим звеном между двумя поколениями, помогали найти точки соприкосновения и общие ответы на поставленные вопросы.
На магистр-классе «Музыкальный код эпохи», проводимом Виталием Ашичевым, разгорелся спор на тему творчества современного исполнителя Васи Обломова (с ним можно в свободном доступе познакомиться в сети Internet). Слушателям было предложено прокомментировать тексты и видеоряды песен, понять, насколько актуальны и интересны затронутые темы, объяснить, почему молодежь привлекает именно такая стилистика подачи информации. К согласию и единому мнению по затронутым вопросам представители нескольких поколений так и не пришли – для старших представленные материалы оказались слишком эпатажными. Однако, электронные композиции, написанные самим магистрантом, понравились всем.
«Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами», Уинстон Черчилль. Данное высказывание послужило отправной точкой в дискуссии, развернувшейся на магистр-классе «Я – политика», проводимом Николаем Артеменко. В свете ситуации, сложившейся в стране, обсуждение главного тезиса о необходимости приобщения молодежи к общественно-политической деятельности оказалось бурным и интересным. Все посетители магистр-класса участвовали в дискуссии, которая в конечном итоге изменила отношение к политической активности молодежи в положительную сторону. Не последнюю роль в этом сыграл пример из жизни студентов СПбГУ, которые, выразив свое несогласие повышением цен в университетских столовых, добились их снижения. Здесь работали технологии приобщения, ибо идея пришла в головы всего двух студентов, а уже через неделю их поддержало около 5 тысяч человек.
Что общего между романом Николая Чернышевского «Что делать?» и глянцевыми журналами? «В построении нового мира, который расходится с реальностью, в образе женщины, которая стремится к осознанию своей телесности и сексуальности, к новому образу жизни, к феминизицации, к новым стандартам и образу жизни. Стоит вспомнить Веру Павловну, которая мечтала пить не кофе со сливками, а сливки с кофе - чем не образец какого-то особого стиля жизни, выраженного через такую вот мелочь. А ещё жизнь по Чернышевскому - это такой вечный праздник, это пространство всеобщего благоденствия, когда у человека всё есть. И глянцевые журналы тоже вполне себе формирует это представлении о вечном изобилии и вечной доступности всего. А ещё читатели глянца - это как будто те же самые читатели Чернышевского. Они делятся на три категории: те, кто пытается эти новые стандарты реализовать в жизни, те, кто уже их как-то реализует и те, кто очень хочет реализовать, но никогда не сможет». Такую новую трактовку классического романа предложила Кира Онипко, магистрант СПбГУ. Что интересно, эти тезисы не подверглись критике, а были приняты и даже развиты участниками магистр-класса.
Тему про глянец продолжили и развили Виктория Кертуцкая и Георгий Путра. Вместе с посетителями магистр-класса они рассуждали о связях визуализации и текстах, о том, как одно оказывает воздействие на другое. В качестве эксперимента, магистранты предложили участникам проиллюстрировать предложенные истории коллажами из картинок глянцевых журналов и проанализировать полученные результаты.
Чем для людей является аудиокод нашей эпохи? Своими соображениями поделились участники магистр-класа Любови Шайдулиной. Вот некоторые из них: «это некий звуковой ряд, понятный всем (большинству); это звуковое отражение эпохи: рингтоны, реклама, медиаформат; сообщения, передаваемые акустически; способ фиксирования информации с помощью звукового ряда; информация, зашифрована в звуке (аудиотексте); то, что мы можем услышать; всё что говорится; способ понимания всех аудио-ресурсов». В рамках занятия проводились разные эксперименты по определению того, как сильно интонации, ударения и вообще звук влияет на восприятие информации. Обсуждалось отношение людей к аудиокнигам – хорошо ли они влияют на культуру общества. Согласно проведенному на магистр-классе опросу, только 15% участников относятся к этому феномену нейтрально, а остальные – «хорошо» или «очень хорошо».
Дмитрий Звягинцев собрал вокруг себя любителей такого современного мультипликационного жанра как аниме. Участники разгадывали коды, спрятанные в изображении героев известных японских сериалов. Глаза, волосы, жесты – все это играет важную роль в трактовке смыслов аниме. Не секрет, что это направление мультипликации имеет большое количество поклонников, которые устраивают костюмированные вечернки и игры (так называемые косплеи). Магистр-класс закончился диалогом о том, как можно применять аниме в образовании.
После проведения магистр-классов за дело взялись профессионалы педагогической деятельности. Говорили про хвостатых ученых, ораторах, естествоиспытателях, шутах и псах (а как же без него?), играли с текстами и образами, смыслами и трактовками, творчество переплеталось с наукой, с помощью шуток объяснялись серьезные вещи, открывался образовательный потенциал игровых конструкций.
На мастер-классе Леонида Сергеевича Илюшина «Никаких котов, только серьезные люди с их вполне сумасшедшими идеями» собрались желающие поделиться своими идеями и образовательными ноу-хау. Выступающим выдвигалось только одно условие – найти точки соприкосновения с предыдущим докладчиком, какими бы непохожими и разными ни были темы выступлений. За полтора часа было сделано четыре доклада: «Конструирование коммуникативных игр в преподавании английского языка подросткам (опыт создания актуальной игры)», «Метод портфолио как альтернатива привычной системе оценивания», «Тема семьи и ребенка на примере «Простоквашино» Э. Успенского», «Современный секс-код». В конце ведущий поделился с участниками своим ноу-хау – игрой «Алфавит-ассоциации» (подробнее об игре – на портале события).
Кто такой кот и чем он отличается от других животных? Глаза, уши, усы, подушечки на лапках, сосиска, пойманная птичка, хозяин, мурлыкание, мартовская песня, молоко, ласка, любопытство, чувство собственного достоинства – и это еще не полный ряд ассоциаций, возникший у участников мастер-класса Марины Григорьевны Ермолаевой и Жанны Олеговны Андреевой «А был ли кот?». Образ кота стал отправной точкой для определения путей разгадки кодов современности. На этом простом и интересном примере ведущие показали, как общими усилиями команды можно отгадать любой код, встретившийся на образовательном пути.
***
Бесспорно, на конференции «Культурный код/т эпохи» все было очень интересно, увлекательно и познавательно. Все идеи, приемы и ноу-хау, озвученные участниками конференции невозможно разместить в одной статье, как не получилось этого сделать и на финальной части конференции – слишком много участников и тем для обсуждения и слишком мало времени. Но об одном договориться все же удалось – мостик между поколениями проложен, нужно обоюдными усилиями стараться делать его как можно шире. Через печатный текст, музыку, изображения или смех – не столь важно.
9 декабря итогами конференции петербургские педагоги и учителя поделились со своими коллегами из Шумерли, Всеволожска, Выборга, Знаменска, Краснодара и Великого Новгорода. В этом помог Фонд поддержки образования, предоставивший возможность проведения ВКС-конференции.
Так же в организации конференции участвовали: Кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра педагогики психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургское отделение Русской ассоциации чтения, Образовательный центр «Участие», Школа№700 и «Дом Детского Творчества».
На официальном портале мероприятия (catcode.fondedu.ru) можно подробнее познакомиться с результатами конференции, содержанием магистр- и мастер-классов, посмотреть фотографии с конференции и оставить свои отзывы и предложения.
Кувакина Екатерина
магистрант факультета свободных искусств и наук СПбГУ,
пресс-секретарь образовательного центра «Участие»