КАК ПИСАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ДОБАВИТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ


На страже демократии, 2011 - Выпуск 31

12.10.2011
Whites Communication
На фоне стремительного социально-экономического расслоения в обществе власть начала массированное наступление на социальные льготы граждан и дала отмашку дискриминационной пенсионной реформе, а оппозиция уже год не может определиться с лидером. Пока центр сосредоточен на внутренней политике, отдельные регионы Украины самостоятельно прокладывают путь в Европу.
Поляризированная Украина
До 2008 года в Украине были основания говорить о зарождении и постепенном становлении среднего класса. Финансово-экономический кризис и неэффективная экономическая политика правительства остановили этот процесс, и сегодня едва сформированный средний класс размывается. Стоит при этом напомнить, что сто украинских олигархов совокупно владеют активами, в сумме составляющими 61% украинского ВВП.

Сегодня в Украине к категории бедных, то есть тех, кто живет в месяц на сумму меньше прожиточного минимума (с 1 октября этого года он составит 984 грн., или 123 дол.), принадлежит более 17% населения. В то же время согласно критериям ООН, бедными считаются те, кто живет на сумму менее 14 долларов в сутки. Исходя из этого, бедными в Украине следует считать почти 80% населения. Примечательно, что большой процент в этой категории составляют семьи с детьми до 3 лет и многодетные семьи. Растет бедность и среди работающего населения. По информации Института демографии и социальных исследований НАНУ, в Украине к категории бедных относятся 80% домохозяйств, где есть по крайней мере один работающий. Таким образом, низкие стандарты оплаты труда приводят к всеобщему обнищанию(1).

Стремительная поляризация украинского общества по уровню доходов представляет серьезную угрозу социальной стабильности Украины. Недавние выступления против политики действующей власти предпринимателей, студентов, льготных категорий населения могут стать началом масштабного социального протеста, не говоря уже о том, что обнищание населения приводит к стагнации развития украинского общества.
(1)http://www.bbc.co.uk/ukrainian/news/2011/06/110606_poverty_russia_ukraine_int_az.shtml?print=1

Комментарий Фонда "Сначала Люди": За рубежом у представителей украинской власти часто спрашивают: почему в такой богатой природными ресурсами стране такие бедные люди? Большинство тех, кого спрашивают, отвечают на это неизменно эмоционально, вспоминая своих вороватых предшественников. Впрочем, более внимательные наблюдения показывают, что главной причиной бедности в Украине является вся политическая система, позволяющая отдельным людям наживаться за счет государства.

По паритету покупательной способности, ВВП Украины оценивается в 305 млрд. долл. США. Согласно исследованию, проведенному Центром Разумкова в мае этого года, 61% ВВП страны (в пересчете на доллары - 186 млрд.) – это активы, принадлежащие сотне богачей. Следовательно, на остальное население приходится лишь 39% ВВП, то есть 119 млрд. долл. Теперь разделите эти 119 млрд. на 45 млн. граждан. Столь нехитрые расчеты позволяют выяснить, что ВВП на душу населения в действительности составляет не 6700 долл., как утверждает официальная статистика, а всего лишь жалкие 2644 долл., отодвигающие Украину в международном рейтинге на 173 место, где она оказывается между Йеменом и Восточным Тимором. Такова реальная картина роста бедности в Украине.
Источник данных: Книга фактов ЦРУ за 2011 год.

Власть дала отмашку пенсионной реформе в Украине
В начале сентября Верховная Рада приняла новый закон о реформировании пенсионной системы, а Президент Янукович его подписал. Таким образом, с 1 октября этого года начало действовать новое пенсионное законодательство, протесты против которого не так давно прокатились по всей Украине. Согласно новому законодательству, пенсионный возраст для женщин повышается с 55 до 60 лет, а для мужчин-госслужащих – до 62 лет. Также повышается продолжительность страхового стажа для назначения пенсии: для женщин – на десять лет, а для мужчин – на пять лет. По словам вице-премьер-министра Украины С.Тигипко, принятая пенсионная реформа позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда. В прошлом году он составлял 34 млрд. грн. (4,2 млрд. долл.), а в этом прогнозируется на уровне 17,8 млрд. грн. (2,2 млрд. долл.)(2).

В Украине пенсии "съедают" 16,5% национального ВВП. Не вызывает сомнений, что потребность реформирования пенсионной системы назрела, в том числе и учитывая постоянный рост количества пенсионеров. В большинстве государств ЕС пенсионный возраст уже увеличен до 67 лет. Кроме того, внедрение пенсионной реформы является одним из условий МВФ для предоставления Украине кредита stand-by в размере 16 млрд. долл. Однако, форма проведения пенсионной реформы возмущает и народ, отвечающий на инициативу правительства волной протестов, и оппозицию, которая подготовила иск в Конституционный суд. В частности, две оппозиционные парламентские силы, «Фронт змін» и «БЮТ-Батьківщина», обратились в Конституционный суд с представлением о признании нового пенсионного законодательства незаконным. По мнению оппозиции, оно сужает содержание и объем нынешних прав и свобод граждан Украины.

В свою очередь, эксперты прогнозируют остановку роста размера пенсий в кризисных условиях, а также попытки государственных чиновников получить за счет пенсионеров дополнительные финансовые возможности. Сможет ли власть доказать эффективность пенсионной реформы, покажет ближайший год.
(2) http://www.rbc.ua/ukr/top/show/yanukovich-podpisal-zakon-o-pensionnoy-reforme-09092011204600

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Реформирование пенсионной системы и системы здравоохранения – сложная задача для любого правительства, ведь речь идет о самых болевых точках на теле общества, о том, что непосредственно влияет на жизнь каждого из нас. Нравится нам это или нет, человек как вид живет определенное количество лет, и жил бы дольше, если бы не курил, не употреблял алкоголь, не ел так много и не загрязнял окружающую среду. В любой стране на базовые социальные системы поддержки общества выделяется львиная часть государственного бюджета.

В далеком прошлом между уровнями смертности и рождаемости существовал баланс, поддерживавший, соответственно, количественное и качественное равновесие во всем остальном. Со временем уровень рождаемости по всей Европе начал падать, а с ним стало снижаться и количество трудоспособного населения. Как следствие, сегодня в большинстве европейских стран пожилые люди составляют подавляющее большинство, а правительства постепенно теряют ресурс для финансирования программ социального обеспечения. Пересмотр пенсионной и медицинской систем – вещь чрезвычайно непопулярная, но крайне необходимая и неизбежная, поэтому ни одно правительство не может себе позволить избегать внедрения болезненных реформ.

При этом самая большая проблема для любого правительства заключается даже не в реформе как таковой, а в организации процесса реформирования, вызывающего острую реакцию общественности. Премьер-министр Н.Азаров недавно это подтвердил. Наши пенсии – едва ли не самые низкие в Европе, и этот фактор непосредственно влияет на стандарты жизни трети населения страны. Следовательно, необходимо максимально доходчиво и четко объяснять людям необходимость болезненных изменений. Очень вероятно, что в таком случае общество воспримет их значительно легче. Политизация этой темы оппозиционными силами, которые всячески избегали реформ, когда были у власти, явно не способствует углублению такого понимания. К сожалению, попытка заработать политический капитал на непопулярных шагах оппонентов, не предлагая при этом никакой разумной альтернативы, – отличительная черта, присущая всем политическим силам в Украине.

Украинская власть начала наступление на социальные льготы
Народные депутаты Украины рассмотрели законопроект № 9127 и тем самым предприняли первую полномасштабную попытку лишить население социальных льгот. До этого были лишь отдельные эпизоды, проявляющие безразличие государства к социально незащищенным. В частности, следствием попыток лишить государственной поддержки бывших воинов-афганцев и некоторые другие категории граждан стал штурм Верховной Рады. На этот раз люди отбили атаку властей на льготы и государственные доплаты, заявив, что в случае новых атак протесты распространятся по всей стране.

Сейчас в Украине льготы получают 350 категорий населения – почти 20 млн. человек. Не секрет, что многие за взятки получают фальшивые справки, благодаря которым оформляют государственную финансовую помощь. По данным Государственного управления статистики, оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и самозанятости населения составляют в общей структуре ресурсов украинских домохозяйств лишь 54,1%. Остальное – это социальные выплаты государства, доля которых в бюджете украинских семей постоянно растет. В частности, по данным Счетной палаты Украины, средства государства льгот занимают в домашнем кошельке украинцев уже около 40%. Впрочем, такая ситуация касается не только рядовых граждан. Очень часто субсидии и существенную материальную помощь получают от государства чиновники, обладающие миллионными состояниями.

По данным Всемирного банка, Украина в целом тратит на социальную сферу около 21% ВВП(3). Если Украина стремится оптимизировать собственную экономику и общественно-политическую систему, ей придется уменьшать объем социальной помощи населению. Но делать это следует прозрачно, взвешенно, постепенно, начиная с тех, кто на самом деле в материальной помощи совсем не нуждается.
(3) http://news.finance.ua/ua/toplist/ ~ / 2/2/253395

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Одна из наиболее серьезных проблем, возникающих при переходе от плановой экономики к рыночной, связана, в частности, с сокращением непомерно раздутого бюрократического и чиновничьего аппарата. Благодаря приватизации и постепенному переходу к рыночной экономике Украине уже удалось добиться заметных успехов, но государственный бюджет до сих пор обеспечивает доход 55,9% населения в стране. В условиях перехода всего мира на режим строгой экономии эта цифра не имеет никакого оправдания. С другой стороны, людей нельзя просто уволить: если это сделать, они все равно попадут в зависимость от государства, только теперь уже через систему социального обеспечения.

Реализуя сегодня ряд масштабных проектов развития инфраструктуры, правительство Украины тем самым стимулирует развитие экономики, однако перед страной все еще очень остро стоит задача поиска решения проблемы сокращения расходов. И это решение, несомненно, заключается в разработке стратегического плана по развитию частного сектора.

Недавние шаги правительства по стимулированию сбора налогов спровоцировали серьезный спад в секторе малого и среднего бизнеса. Возможно, на короткое время это и улучшило статистику поступлений в бюджет, но при этом серьезно затормозило развитие малого бизнеса.

В Европе сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает в среднем 54% ВВП, в то время как в Украине этот показатель едва достигает 17%. Причина такого положения – в излишне усложненной системе налогообложения и повсеместной бюрократии. В условиях невыносимого давления государственного аппарата стало чрезвычайно сложно открыть предприятие и вести бизнес. Стране крайне необходим комплексный пересмотр всей системы регистрации и налогообложения малого и среднего бизнеса, ведь в более благоприятной среде с простой и четкой схемой работы люди будут открывать предприятия, получать прибыль, наполнять бюджет, и при этом, что тоже немаловажно, все меньше граждан, в том числе и налоговиков, будут зависеть от государственного фонда заработной платы и программ социальной поддержки.

Конечно, реформа нужна. И пенсионная и социальная. Вопрос в том, за чей счет ее проводить. Украинская оппозиция пытается ответить на этот вопрос с экрана телевизора, покупая на правах рекламы эфирное время на провластных телеканалах.

Регионы Украины идут в Европу
Украинские регионы представляют свои достижения Комитету ЕС по делам регионов в Брюсселе. Первую презентацию подготовила Винницкая область, которая уже более 10 лет достаточно последовательно проводит евроинтеграционную политику. В частности, по данным руководства области, на сегодняшний день подписано более 200 соглашений о сотрудничестве между административно-территориальными единицами Винницкой области и десятью польскими воеводствами. Кроме презентации собственных инвестиционных перспектив, Винницкая область выступила лоббистом принятия Украины в ЕС, в том числе через интеграцию на уровне регионов. Демонстрируя опыт работы в области компаний из Испании, Германии, Румынии, Польши, а также представляя опыт работы на рынке ЕС таких компаний, как Roshen и Nemiroff, Винничина дает европейцам альтернативный взгляд на украинские возможности(4).

Ранее брюссельской аудитории свой инвестиционный потенциал презентовали Львовская область и Крым. В дальнейшем планируются презентации Луганской и Донецкой областей. Такие шаги украинских регионов не только способствуют укреплению экономического сотрудничества Украины и ЕС, но и реально работают на перспективу европейской интеграции Украины. Уже до конца текущего года с Украиной, первой из стран-участниц программы Восточного партнерства с ЕС, может быть подписано Соглашение об ассоциации. Это станет реальным шагом на пути к полноценному членству. Презентация украинских регионов в Европе является весомым фактором в пользу совместного будущего Украины и ЕС.
(4) http://www.euractiv.com/europes-east/special-report-ukraine-region-tests-eu-lobbying-water-news-507702

Комментарий Фонда "Сначала Люди": В обязанности центрального правительства не входит стимулирование притока инвестиций на местном уровне. Впрочем, власти могут создать благоприятные для инвесторов условия путем введения налоговых льгот, а также стимулированием развития инфраструктуры – построением дорог, железнодорожных путей, аэропортов, морских и речных портов, а также улучшением общих условий для развития бизнеса и торговли. Региональные и местные органы самоуправления, в свою очередь, могут продемонстрировать потенциальным инвесторам свои перспективы и преимущества. В этом контексте инициативы, проявленные руководством Винницкой, Львовской, Луганской и Донецкой областей, достойны всяческого поощрения.

Инвестиционная привлекательность любой страны серьезно улучшается, в частности, и благодаря способности администраций отдельных регионов привлекать иностранные инвестиции. Например, во многих европейских странах государство не предоставляет регионам бюджетных ассигнований до тех пор, пока власть на местах не продемонстрирует определенный уровень уже привлеченных в частный сектор инвестиций. Такой комбинированный подход не позволяет напрасно тратить на ленивую местную власть государственные средства, а также обеспечивает максимально эффективное использование этих средств через правильно налаженное сотрудничество с частным сектором. Таким образом, региональные администрации и органы местного самоуправления вынуждены конкурировать не только с другими странами, но и между собой, и эта внутренняя конкуренция оказывается чрезвычайно эффективной. Будем надеяться, что эта конкуренция убедительно продемонстрирует, что демократия в этой стране может быть прекрасным инструментом для победы в конкурентной борьбе.

Цитата недели:
Я вижу приближение кризиса, который меня очень беспокоит и заставляет трепетать от страха за безопасность страны ... На престол сели корпорации, за этим последует эпоха коррупции "в верхах", а власть денег в государстве сделает все возможное, чтобы продлить свое господство, играя на предрассудках людей до тех пор, пока общее богатство не сосредоточится в руках нескольких человек, а Республика не будет уничтожена.

Неизвестный автор



Whites Communication
Адрес:Киев ул. Сковороды, 1
Тел.:536 15 08

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы Whites Communication >>>