КАК ПИСАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ДОБАВИТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ


На страже демократии, 2011 - Выпуск 30

10.10.2011
Whites Communication
Украинская власть анонсирует грандиозные планы развития экономического потенциала страны, но при этом существенно урезает статьи социальной защиты населения в бюджете-2012. Правительство ищет способа избежать российского газового диктата, а Венецианская комиссия настойчиво рекомендует Украине приблизить законодательство к европейским стандартам.
Венецианская комиссия предлагает усовершенствовать украинское законодательство
По результатам сентябрьского визита в Украину, Венецианская комиссия предварительно рекомендует украинской власти скорректировать национальное законодательство. Секретарь Комиссии Томас Маркерт, в частности, отметил, что возобновление в Украине смешанной системы выборов в парламент нецелесообразно, тем более что такой шаг планируется к внедрению при полном игнорировании мнения оппозиционных партий. Одной из рекомендаций Комиссии Украине является введение открытых избирательных списков и курс на регионализацию избирательной системы(1). Президент Янукович в ответ заявил, что украинская власть учтет данные рекомендации.

Официальный отчет Венецианской комиссии относительно Украины ожидается 14 октября. Документ будет базироваться на информации, полученной из официальных источников, а также от общественных организаций, оппозиции и представителей международных неправительственных организаций. Впрочем, уже сейчас представители Комиссии предупреждают о возможных негативных последствиях для Украины в случае полного игнорирования их рекомендаций. Это предостережение касается не только законопроекта о выборах в Верховную Раду, но и проектов законов о трудоустройстве и о статусе судей, которые должны быть приближены к европейским стандартам. Кроме того, секретарь Комиссии заявил, что судебное преследование представителей оппозиции в Украине может стать серьезным препятствием на пути интеграции Украины в ЕС.
(1) http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15396272,00.Html

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Одна из самых больших проблем, возникающих при любых попытках усовершенствовать национальное законодательство Украины, объясняется различиями между ключевыми принципами советского права и принципами свободы и демократии. Советское право произошло от Кодекса Наполеона – разработанной во Франции в XlX веке системы гражданского права, которая определяла, что гражданам позволялось, а что нет. Впрочем, эта система существовала параллельно с революционными принципами свободы, равенства и братства. Благодаря такой сбалансированности система сохранилась во Франции до сих пор и легла в основу современной демократической законодательной системы государства.

Советская власть, вместо этого, заимствовала наполеоновские принципы контроля, но не сбалансировала их определением прав человека, в результате чего законодательство превратилось в систему контроля. На самом деле изначально большевистские принципы имели много общего с демократическими идеалами, но Сталин быстро их "отфильтровал", поскольку считал демократию огромной угрозой политическому фундаменту своей системы власти. Следовательно, современная законодательная база Украины, унаследовавшая базовые принципы советской системы, в основном опирается на принципы контроля и, соответственно, противоречит принципам свободы.

Этого конфликта невозможно избежать, если "латать" каждый закон отдельно. Украина сможет по-настоящему перенять европейские принципы демократии и демократические процедуры лишь после фундаментального и системного пересмотра всей законодательной базы с преобразованием системы контроля в систему, построенную с соблюдением принципов свободы. Именно это должно лечь в основу требований и помощи ЕС Украине, а также стать фундаментом соглашения про ассоциацию Украины и ЕС.

Правительство планирует раскрыть экономический потенциал Украины
Украинская власть заявляет, что у нее есть стратегический план экономического развития государства. В частности, вице-премьер-министр инфраструктуры Б.Колесников отметил, что наибольшим потенциалом развития в Украине обладают три сектора: машиностроение, сельское хозяйство и туризм. Все эти отрасли требуют значительных инвестиций(2).

По мнению чиновников, Украина может вдвое увеличить урожай зерновых с нынешних 50 млн. тонн в год. Такому прогрессу, по замыслу властей, должна поспособствовать начатая земельная реформа. В свою очередь, для развития туризма готовится специальный закон, призванный поощрять приход в эту отрасль либеральных инвесторов. Кроме того, Президент Янукович на недавней встрече с представителями деловых кругов США, состоявшейся в Нью-Йорке, анонсировал создание в Украине всех необходимых условий для работы инвесторов. С этой целью сейчас разрабатывается регуляторная реформа, предусматривающая сокращение системы разрешительной документации на 90%.

Впрочем, несмотря на грандиозные планы президента и правительства, Украина продолжает демонстрировать крайне медленные темпы развития. Согласно исследованию Всемирного экономического форума, в рейтинге конкурентоспособности Украина занимает 82 место – в одном ряду с Ботсваной (80 место), Тринидадом и Тобаго (81 место) и Намибией (83 место). В прошлом году Украина занимала 89 место, а в 2009 году - аналогичную нынешней, 82 позицию. Самыми серьезными препятствиями на пути Украины к прогрессу продолжают оставаться коррупция, обременительная система налогообложения, затрудненный доступ к финансированию и всесильная бюрократия.
(2) http://www.pravda.com.ua/news/2011/09/17/6594386/

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Ботсвана – страна в южной Африке, не имеющая выхода к морю. 90% ее территории – пустыня. Главным источником доходов до последнего времени был туризм. До того, как в стране началась добыча алмазов, ее экспорт был мизерным. Притом, что Ботсвану населяет всего 2 млн. человек, ВВП на душу населения составляет 14 тыс. долл. США, а экономика страны считается одной из самых эффективных в Африке по показателям управления. Тринидад и Тобаго – группа небольших островов в Карибском бассейне. Государство является серьезным производителем полезных ископаемых и сжиженного природного газа. Кроме того, эта страна – популярное в мире туристическое направление. Тринидад и Тобаго населяет всего 1,2 млн. человек, однако при этом ВВП на душу населения составляет 21,2 тыс. долл. США. Территория африканского государства Намибия, так же, как и территория Ботсваны, это на 99% пустыня. Совсем недавно здесь закончилась разрушительная гражданская война. Туризм и горнодобывающая промышленность – едва ли не единственные эффективные отрасли экономики. Война сократила население страны до 2 млн. человек, но ВВП на душу населения, тем не менее, составляет почти 7 тыс. дол. США.

Украина по территории не уступает Намибии, но при этом имеет сельхозугодий свыше 7% от общемировых и полезных ископаемых больше, чем все три страны вместе взятые, а также вшестеро больше населения, которое, к тому же, отличается высоким уровнем образованности. Промышленный потенциал государства некогда обеспечивал Советскому Союзу производство 40% всех потребительских товаров. При этих неоспоримых преимуществах уровень ВВП на душу населения, составляющий всего 6,7 тыс. долл. США, ниже, чем у любой из упомянутых стран. Причина такого положения одна, и название этой причины – украинская политическая система, крепко срастившая бизнес и власть, а также производные этой системы – бюрократия и коррупция, словно спрут охватившие все сферы жизни страны.

В Украине больше миллионеров и миллиардеров, чем в любой из упомянутых выше стран. Соседняя с Украиной Словакия, обладающая значительно более скромными природными ресурсами, почем-то умудряется производить 22 тыс. дол. ВВП на душу населения – втрое больше, чем Украина. Все эти примеры лишний раз доказывают, что наша страна имеет все возможности для того, чтобы быть чрезвычайно успешной, но только при условии, что политическая система будет работать на благо нации, а не на благо фанатичных политических миллиардеров-мошенников.

Источник данных: Книга фактов ЦРУ за 2011 год.

Украина ищет способы уменьшить зависимость от российского газа
Правительство Украины ведет активный поиск путей уменьшения зависимости от импорта энергоресурсов, и прежде всего российского газа. Задекларировано намерение увеличить добычу собственного газа – на 15 млрд. куб. м в течение ближайших 5-10 лет. По словам премьер-министра Н.Азарова, с этой целью правительство Украины уже приобрело у Сингапура две буровые установки, которые будут установлены на шельфе Черного моря в начале 2012 года. С 2013 года на них планируют начать добычу газа(3).

Другим путем снижения энергетической зависимости является уменьшение объема закупок импортного газа. Министр энергетики Ю. Бойко отметил, что в 2014 году Украина будет импортировать только 12 млрд. куб. м газа, а уже в 2012 году правительство планирует закупить у «Газпрома» 27 млрд. куб. м. газа.

В свою очередь, первый вице-премьер А. Клюев одним из приоритетов экономического развития Украины на 2012 год назвал внедрение энергосберегающих технологий. Такой шаг призван снизить энергоемкость национального промышленного производства. С этой целью уже в 2012 году планируется привлечь около 20 млрд. грн. (2,5 млрд. долл.) внебюджетных средств.

Кроме того, на встрече с представителями деловых кругов США, состоявшейся в Нью-Йорке, Президент Янукович заявил о намерении украинской власти развивать альтернативную энергетику. Президент уточнил, что речь, прежде всего, идет об объектах малой энергетики, реконструкции существующих ГЭС, развитии ветроэнергетики и солнечных электростанций. С этой целью следует разработать и принять необходимую законодательную базу. Отдельное внимание В.Янукович уделил широким перспективам Украины как экспортера электроэнергии.

Остается надеяться, что шаги украинской власти, направленные на совершенствование энергоэффективности и повышение уровня энергетической безопасности Украины, обусловлены не только давлением со стороны России, а прежде всего естественным стремлением строить сильное и конкурентоспособное государство.
(3) http://www.rbc.ua/ukr/top/show/yanukovich-ukraina-budet-aktivno-razvivat-alternativnuyu-21092011211800

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Неужто они поняли? Украина потребляет газ в недопустимо больших объемах, которые, к тому же, не может себе позволить. Не говоря уже о том, что покупает она эти непомерные объемы безумно дорогого газа у весьма непредсказуемого и агрессивного соседа. Подумать только: на пике потребления Украина «съедала» столько же газа, сколько и США! При сегодняшних ценах подобная политика свидетельствует о полной утрате инстинкта самосохранения.

Но не будем слишком критичными. Во времена Советского Союза газ практически ничего не стоил. Именно этим и было обусловлено формирование политики его бесконтрольного потребления. Вокруг ареалов активной добычи полезных ископаемых, в частности и в Украине, появилось много энергоемких предприятий и производств. Сегодня подавляющее большинство применяемых ими технологий безнадежно устарели и требуют замены на новые, более эффективные, предусматривающие существенное сокращение объемов потребления газа. Добавьте к этому тот факт, что подписанное в 2009 году бывшим премьер-министром спорное соглашение обязало Украину покупать газ по цене в 450 дол. США за тыс. куб. м, вследствие чего российский газ стал для Украины самым дорогим в Европе, и станет очевидно, что газового противостояния трудно было избежать, как, впрочем, и то, что это противостояние заведет правительство в экономический тупик.

Скептикам стоит напомнить, что сдержанно оптимистичные оценки украинских залежей природного газа свидетельствуют о том, что Украина потенциально способна составить конкуренцию Катару и даже стать экспортером газа. Единственное, что до сих пор мешало разработке этих залежей – жадность чиновников, коррупция и упорная политика задабривания грозного и склонного к мстительности соседа. Впрочем, как известно всем, кроме, возможно, действующей украинской власти, задобрить этого соседа в принципе невозможно.

Надо также учесть, что с момента подписания контрактов на разработку залежей до этапа промышленной добычи газа в объемах, которые позволят этот газ экспортировать, пройдет от 5 до 10 лет. Соответственно, правительство ведет себя предусмотрительно, рассматривая возможные альтернативные варианты. Досадно, что до сих пор украинские правительства не отличались дальновидностью. Украина уже давно могла быть обеспечена собственными энергоресурсами, что сделало бы ее промышленность на порядок эффективнее и прибыльнее, а экономику – более самодостаточной. Можно только надеяться, что хотя бы теперь власть, наконец, перейдет от слов к делу и не перепутает собственные карманы с государственным, когда придет время распределять прибыль.

Проект нового бюджета Украины – для страны или для чиновников?
Верховная Рада приняла проект государственного бюджета на 2012 год и планирует рассмотреть и утвердить его до конца ноября. Представляя бюджет, министр финансов Ф.Ярошенко заверил, что социальные льготы не будут упразднены. Премьер-министр Н.Азаров, комментируя проект бюджета, отметил, что дефицит бюджета уже на сегодняшний день сократился с 18% до 5% ВВП, и объявил о намерении правительства в 2012 году сократить его до 2,5%. Помимо этих шагов, правительство планирует в следующем году дополнительно взять в долг 11,4 млрд. долл., а это больше, чем в 2011 году.

Власть, впрочем, не скрывает, что следствием нынешней финансовой политики правительства станет увеличение количества украинцев, живущих за чертой бедности, с 24% до почти 27%.

Оппозиция оценивает проект бюджета на 2012 год резко негативно. В частности, депутаты от партии «Батьківщина» называют его антисоциальным и прогнозируют новые масштабные акции протестов. Представители «Нашей Украины» заявляют о сокращении в новом проекте бюджета статей, необходимых для обеспечения существующих социальных выплат, на 10 млрд. грн. (1,2 млрд. долл.). Предметом острой критики со стороны оппозиционных депутатов стало расходование властями миллиардов бюджетных гривен на подготовку к Евро-2012. Также оппозиция возмущена тем, что в проекте бюджета финансирование силовых структур в несколько раз превышает расходы на здравоохранение, поддержку инфраструктуры и коммунального хозяйства(4).

Эксперты в своих комментариях к проекту бюджета обращают внимание на сокращение финансирования незащищенных групп населения в пользу увеличения расходов на чиновников и госаппарат. В частности, на органы государственного управления и органы местной власти и самоуправления в 2012 году в проекте бюджета предусмотрено 16,6 млрд. грн. (2,1 млрд. долл.). При этом на программу поддержки большинства социально незащищенных категорий населения, вместе взятых, правительство планирует выделить всего лишь 13,9 млрд. грн. (1,7 млрд. долл.). На содержание судебно-карательных органов предусмотрено около 11 млрд. грн. (1,4 млрд. долл.), а на медицинское обеспечение госчиновников – 2,6 млрд. грн. (0,33 млрд. долл.), то есть почти столько же, сколько бюджет выделяет на медицинское обеспечение всего населения Украины – 2,8 млрд. грн. (0,4 млрд. долл.).
(4) http://www.unian.net/rus/news/news-458071.html

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Кучка украинских чиновников получит из государственного бюджета на свое медицинское обслуживание 2,6 млрд. долл. Остальные 45 млн. 997тис. 500 граждан Украины – 2,8 млрд. долл. Пожалуй, это самое яркое и красноречивое доказательство истинного, а не декларативного, отношения власти к народу.

Впрочем, такому парадоксу можно найти своеобразное объяснение. Дело в том, что в Украине немало политиков, слишком долго находившихся у власти и достигших возраста, в котором они нуждаются в почти постоянном медицинском обслуживании. Но решение этой проблемы представляется достаточно простым – нужно установить возрастную границу выхода на пенсию для всех политиков и госслужащих на общегосударственном и местном уровнях. Возможно, Украине стоит поучиться у Грузии, где средний возраст министра составляет 28 лет и где, следовательно, госслужащие тратят на медицинское обслуживание несравнимо меньше средств? Молодежь обходится бюджету дешевле, не говоря уже о таких очевидных вещах, как то, что молодые люди – это свежий взгляд на управленческие процессы. Кроме того, для государственных служащих можно создать специальную программу страхования, которая бы учитывала, сколько денег нужно на медицинское обслуживание в каждом конкретном случае, тогда оно будет предоставляться бесплатно только тем, кто не в состоянии за него заплатить. Согласитесь, среди современных украинских политиков таких найдется немного. Подобные нововведения способны сократить расходы бюджета на медицинское обслуживание для государственных служащих до ноля и, соответственно, увеличить медицинское обеспечение для населения Украины до 5,4 млрд. долл. без создания дополнительного дефицита бюджета.

Если же говорить серьезно, то заложенным в проекте бюджета расходам на медицинское обслуживание чиновников нет никаких оправданий. Тем более, что сама система здравоохранения безнадежно больна. Пойдите в любую больницу и посмотрите на торги, которые ведутся между врачами и родственниками больных. Какие еще доказательства моральной и системной деградации этой отрасли вам нужны? Миллиарды на медицинское обслуживание чиновников, взятые из карманов граждан – это пощечина для народа. Как надолго ему еще хватит терпения?

Цитата недели:
Политика должна стать частично профессией каждого гражданина, который стремится защищать права и привилегии свободных людей, а также сделать все хорошее и полезное частью национального наследия.

Дуайт Дэвид Ейзенгавер
34-й президент США


Whites Communication
Адрес:Киев ул. Сковороды, 1
Тел.:536 15 08

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы Whites Communication >>>