КАК ПИСАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ДОБАВИТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ


Аналитическая справка по законопроекту № 559740-5

24.08.2011
Агенство Массовой Информации "МИРЖ"
Аналитическая справка по законопроекту № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменена классификация преступлений небольшой тяжести: теперь к преступлениям небольшой тяжести будут относиться умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет (ранее было «двух лет»);


1) Изменена классификация преступлений небольшой тяжести: теперь к преступлениям небольшой тяжести будут относиться умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет (ранее было «двух лет»);

2) Разработана новая градация, позволяющая более четко применять положения УК, касающиеся замены одного вида наказания другим.
• штраф теперь не может быть заменен на лишение свободы;
• обязательные работы теперь могут быть заменены не только лишением свободы, но и принудительными работами (новый вид наказания);
• исправительные работы теперь могут быть заменены не только лишением свободы, но и принудительными работами (новый вид наказания)
• внесены изменения в ст. 72: «При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы и трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.»

3) Теперь суд вправе назначить исправительные работы осужденным как не имеющим, так и имеющим основное место работы. Последние будут отбывать исправительные работы по основному месту работы. (ранее исправительные работы назначались лишь лицам, не имеющим основной работы)

4) Вводится новый вид наказания - принудительные работы
Принудительные работы будут отбываться в специально созданных исправительных центрах. Введение этого вида наказания планируется в 2013 году.

«Статья 531. Принудительные работы
1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
6. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.»

Помимо этого вносится большой пакет изменений в УПК РФ. Добавлена новая глава «ГЛАВА 81 . ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ».

5) Вносятся изменения в ст. 56 УК РФ: теперь «по общему правилу наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228 (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), частью первой статьи 231 (незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры) и статьей 233 (незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ) настоящего Кодекса, или когда в статьях Особенной части настоящего Кодекса лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания.»;



6) Внесены изменения в ст. 61 УК РФ: теперь смягчающим обстоятельством признается не только совершение впервые преступления небольшой тяжести, но и совершение преступления средней тяжести впервые;

7) Теперь при рассмотрении уголовного дела в порядке предусмотренном главой 40 УПК РФ (особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением) срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наказания, предусмотренного за совершенное преступление;

8) Ряд предложений направлен на смягчение ответственности при назначении наказания по совокупности преступлений. (изменена ст. 69 УК)
«Если все преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой или средней тяжести, либо приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению, либо покушением на тяжкое или особо тяжкое преступление, то окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний. При этом окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений». Ранее данное положение распространялось лишь на преступления небольшой и средней тяжести, но не на приготовления и покушения на тяжкие и особо тяжкие преступления.
9) Предполагается дополнить УК РФ статьей 761, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо
• по налоговым преступлениям (ст. 198 - 1991) - полностью возместило ущерб;
• по другим экономическим преступлениям, входящим в данную группу (ч. 1, ст. 171, ч. 1 ст. 1711,ч. 1 ст. 172, ч. 2 ст. 176, ст. 177, ч. 1 и ч. 2 ст. 180, ч. 3 и 4 ст. 184, ч. 1 ст. 185, ст. 1851 , ч. 1 ст. 1852, ст. 1853, ч. 1 ст. 1854, ст. 193, ч. 1 ст. 194, ст. 195 - 197 и ст. 1992), перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

10) Вводится механизм предоставления отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией. В связи с этим предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 821, согласно которой указанным лицам, изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на восемь лет. В зависимости от результатов лечения по усмотрению суда лицо может быть освобождено от отбывания наказания или оставшейся части наказания. В случае уклонения осужденного от лечения суд по представлению контролирующего органа может отменить отсрочку отбывания наказания.
«Статья 821 . Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией
1. Осужденному, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но не более чем на восемь лет.
2. В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения, а также медико-социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
3. После прохождения лечения и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой составляет не менее пяти лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания.
4. В случае установления судом факта совершения осужденным, признанным больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, преступления, не указанного в части первой настоящей статьи, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает наказание по правилам, предусмотренным частью пятой статьи 69 настоящего Кодекса, и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
5. В случае, если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда, и назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса.»

11) Некоторые преступления декриминализируются:
• Оскорбление и клевета (статьи 129, 130 и 298) предлагается признать утратившими силу, а ответственность за деяния, предусмотренные указанными статьями, установить в КоАП РФ.
• нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 136), при этом в УК РФ останется преступление, предусмотренное ч. 2 данной статьи - дискриминация, совершенная должностным лицом;
• причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ч. 1 ст. 165), при этом данное деяние, совершенное в крупном, особо крупном размере или группой лиц, остается преступлением;
• незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ч. 1 ст. 191) , при этом данное деяние, совершенное в крупном размере, организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, остается преступлением;
12) УК РФ дополнен новой статьей:
«Статья 1381. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»



13) Уточняется редакция части первой статьи 171 УК РФ, в соответствии с которой ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, которая осуществляется без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

14) В связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС требуется корректировка диспозиции статьи 188 «Контрабанда» УК РФ. В то же время давно назрел вопрос о декриминализации деяния, предусмотренного частью первой этой статьи, устанавливающей ответственность за так называемую товарную контрабанду.
Следует отметить, что в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением. Такая контрабанда, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Ответственность за это в полной мере предусмотрена статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. К этому следует добавить, что в соответствии со статьями 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена конфискация предметов контрабанды. Кроме того, анализ практики применения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет говорить о коррупциогенности этой нормы. Наконец, контрабанда оружия, наркотиков, других запрещенных к обороту предметов никоим образом не является преступлением экономической направленности, и соответствующие положения не должны располагаться в главе Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного предлагается статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая содержится в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», признать утратившей силу, а главу 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнить статьей 2261 «Контрабанда», предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения, как то: взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные ядерные материалы, оружие, а также стратегически важные товары, ресурсы, культурные ценности и другие. Наряду с этим, предлагается главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополнить статьей 2291, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления.
Одновременно предлагается дополнить статью 194 УК РФ новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой.
«Статья 2291. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ
1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) должностным лицом с использованием своего служебного
положения;
в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их
аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные
вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в значительном
размере, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей
статьи, совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их
прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в
особо крупном размере;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный
или пограничный контроль, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Примечания. 1. Значительный размер наркотических средств и психотропных веществ, а также значительный размер для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228, 2281 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Значительный размер аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствует значительному размеру наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.
3. Крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ для целей настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Действие настоящей статьи распространяется на оборот прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, который утверждается Правительством Российской Федерации.»;
«Статья 2261. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей
1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) должностным лицом с использованием своего служебного
положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный
или пограничный контроль, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.»;











15) Компьютерные преступления:
В законопроекте содержатся довольно масштабные изменения в статьи 272 - 274 УК РФ, посвященные компьютерным преступлениям. Изменены определения понятий, виды и размеры наказаний, сама структура статей. Данные изменения представляются крайне актуальными. Недоумение вызывает отсутствие среди других определений понятия «тяжкие последствия» и бланкетной нормы, отсылающей нас к другой норме УК.

Статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»
(в новой редакции название не изменено)

1) Из части 1 в новой редакции извлечено определение «охраняемой законом компьютерной информации». В новой редакции его формулировка изменена и оно помещается в приложении к ст. 272. Теперь под «компьютерной информацией» понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. В настоящий момент под компьютерной информацией понимается «информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети»). Данное определение явно устарело и нуждается в переработке.
2) В новой редакции несколько изменен состав преступных последствий от данного преступления, предусмотренных частью 1: остались без изменения такие последствия, как уничтожение, блокирование, модификация либо копирование компьютерной информации, но вместе с тем декримилизировалось такое последствие, как «нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».
3) Статья 272 получила большую детализацию по сравнению с действующей редакцией: вместо 2 частей она будет содержать 4 части и примечание.
Часть 1: простое преступление;
Часть 2: крупный ущерб, совершенное из корыстной заинтересованности;
Часть 3: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения;
Часть 4: тяжкие последствия или создали угрозу их наступления
Таким образом, по сравнению с действующей редакцией добавились такие квалифицирующие признаки как:
• крупный ущерб;
• корыстные побуждения;
• тяжкие последствия или угроза их наступления.
4) Наказания:
По части 1:
Так, за простое преступление (по части 1) в настоящий момент предусматривается:
• штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
• либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов,
• либо исправительные работы на срок до одного года,
• либо лишение свободы на срок до двух лет.

Новая редакция предусматривает:
• штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
• либо исправительные работы на срок до одного года,
• либо ограничение свободы на срок до двух лет,
• либо принудительные работы на срок до двух лет,
• либо лишение свободы на тот же срок.


По части 2:
• штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
• либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет,
• либо ограничение свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев,
• либо принудительные работы на срок до четырех лет,
• либо лишение свободы на тот же срок.
(Нет смысла сравнивать, т.к. ранее части второй в таком виде не существовало.)
По части 3:
• штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет
• с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет,
• либо ограничение свободы на срок до четырех лет,
• либо принудительные работы на срок до пяти лет,
• либо лишение свободы на тот же срок.
В действующей редакции такое же преступление (сейчас оно предусмотрено частью 2) наказывается:
• штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
• либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,
• либо исправительными работами на срок до двух лет,
• либо арестом на срок от трех до шести месяцев,
• либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Мы видим, что понижен срок лишения свободы и исключен арест, но при этом существенно повышены наказания, не связанные с лишением свободы.

По части 4: лишение свободы на срок до 7 лет. (в действующей редакции такой квалификации нет, но нет и столь большого срока лишения свободы).

5) В Примечании к статье 272 содержатся определения понятий «компьютерная информация» (было выше) и «крупный ущерб» (сумма свыше 1 млн. рублей).

Статья 273 Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
(в новой редакции: «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»)

1) Термин «вредоносные программы для ЭВМ» заменен на термин «вредоносные компьютерные программы»
2) В новой редакции осталось три из четырех преступных действий, предусмотренных в данный момент: создание, использование и копирование вредоносных компьютерных программ. Таким образом, внесение изменений в существующие программы с целью причинения вреда компьютерной информации преступлением быть перестанет.
При этом новая редакция дополнена новым квалифицирующим последствием: «нейтрализацией средств защиты компьютерной информации». Это важно, т.к. не всегда последствием действия вредоносной программы могут являться уничтожение, копирование, модификация или блокирование компьютерной информации. Целью может быть «отключение защиты».
3) Статья 273 получила большую детализацию по сравнению с действующей редакцией: она дополнена новой частью (3 части вместо 2). Таким образом, теперь
• часть 1 будет предусматривать - простое преступление (без квалифицирующих признаков),
• часть 2 - квалифицированное преступление: совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения, причинившее крупный ущерб, совершенные из корыстной заинтересованности
• часть 3 - особо квалифицированное преступление: повлекшее тяжкие последствия или создавшее угрозу их наступления

Действующая редакция содержит лишь 2 части: первая предусматривала простое преступление, а вторая содержала такую квалификацию как «тяжкие последствия по неосторожности». Такое положение явно не отвечает существующие реалиям, т.к. представляется сомнительным, чтобы такое преступление могло быть совершено по неосторожности, учитывая что в части 1 указывается на «заведомый», преднамеренный характер совершения преступления, а следовательно расчет на вполне определенную цель.
4) Изменены вид и размер наказания.
Во-первых, в новой редакции круг возможных наказаний расширен, во-вторых прослеживается большая детализация в зависимости от конкретного преступления и наступивших последствий, в-третьих максимальные размеры наказаний подняты, что говорит об увеличении общественной опасности данного преступления.

Так, за простое преступление (по части 1) ранее предусматривалось
• лишением свободы на срок до трех лет
• со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

Новая редакция предусматривает:
• ограничением свободы на срок до четырех лет, либо
• принудительными работами на срок до четырех лет,
• либо лишением свободы на тот же срок
• со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

За квалифицированное преступление (по части 2) ранее предусматривалось:
• лишением свободы на срок до семи лет.

В новой редакции по части 2 предусмотрены:
• ограничение свободы на срок до пяти лет, либо
• принудительные работы на срок до пяти лет
• с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового,
• либо лишением свободы на срок до пяти лет
• со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и
• с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

В новой редакции за совершение особо квалифицированного преступления предусмотрено наказание в виде 7 лет лишения свободы (по части 3).




Статья 274 Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
(в новой редакции «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной
информации и иинформационно-телекоммуникационных сетей»)

1. Из употребления исключен термин ЭВМ. Он заменен на термин «средства хранения, обработки или передачи компьютерной
информации».
2. Нет указания на субъект преступления (ранее было указано «лицом, имеющим доступ к ЭВМ»). Но это и понятно: лицо, не имеющее доступ к ЭВМ не может совершить данное преступление.
3. Изменен состав квалифицирующих признаков. Такие квалифицирующие последствия данного преступления как уничтожение, блокирование, модификация компьютерной информации дополнили еще одним - копирование. Это очень важно, т.к. часто информация, подвергшаяся несанкционированному доступу не удаляется, блокируется или модифицируется, а просто копируется с целью дальнейшего использования.
4. Термин «существенный вред» заменен на «крупный ущерб» (более 1 млн. рублей). Определение давно в п. 2 Примечания ст. 272 УК РФ)
5. Изменены вид и размер наказания:
• действующая редакция предусматривает менее строгий вид наказания: лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет
либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет;
• новая редакция ужесточает наказания:
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

6. Часть вторая статьи 274 ранее предусматривала причинение тяжких последствий (не понятно что такое тяжкие последствия, в статье нету определения и отсылки к др. нормам) по неосторожности. Теперь данному преступлению придается исключительно умышленный характер. При этом преступно не только наступление тяжких последствий, но и сама возможность (угроза) их наступления. Соответственно ужесточается наказание с 4 до 5 лет лишения свободы.


Агенство Массовой Информации "МИРЖ"
Адрес:Москва Никитский бульвар, 8
Тел.:(495) 695-52-96

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы Агенство Массовой Информации "МИРЖ" >>>