Хотим мы того или нет, но кривая нашего развития не может бесконечно расти вверх, рано или поздно она сорвется – и она сорвалась. Не важно, что причиной этому явилась американская мечта об определенном образе жизни, в которую закачали столько денег, что расплачивается весь мир; не важно, что по телевидению говорят о наличии только «трудностей», - кривая сорвалась и неудержимо падает. Важно только то, что нам с Вами падать вслед за этой кривой совсем не с руки – у нас «планов громадьё» и вообще «просто хотелось пожить». Но прежде чем жить и осуществлять наши планы, придется сначала выжить.
Кто может грамотно и обоснованно рассказать нам о выживании в столь сложный период, каковым является кризис? Очевидно, тот, кто занимается исследованиями данного вопроса долго, упорно, а главное – результативно. Поскольку кризис является частью (неприятной частью, если не сказать хуже) бизнеса, обратимся с вопросами к человеку, изучающему нервную систему бизнеса – маркетинг. Итак, Давидович Андрей Феликсович, основатель и генеральный директор Агентства рыночных исследований и консалтинга «МАРКЕТ» (http://www.market-agency.ru). Но сначала вопрос к авторам: почему Давидович и «Маркет»? Ответ прост: потому что Агентство «Маркет» уже более десяти лет успешно работает на рынке, это о чём-то говорит. С арифметикой все знакомы, считать умеем, - Агентство «Маркет» образовано перед августовским дефолтом девяносто восьмого, и молодая компания с двухмесячным (на тот момент) опытом не только выжила сама, но и помогла выжить другим; сейчас, по прошествии десятилетия, это одна из лучших консалтинговых компаний в России.
А теперь вопрос к г-ну Давидовичу:
- Как выжить в условиях кризиса? Признаться, многие смотрят в будущее с опаской.
- Для начала ни в коем случае не паниковать. Всегда можно и нужно найти выход, всегда найдётся тот, кто поможет. А насчёт «с опаской»… По телевидению как-то показывали хорошую социальную рекламу, тематика не наша, но каков призыв! «Не надо бояться, надо знать». Практически в этих пяти словах программа действий. И ключевое слово – «знать».
- Знание – сила, никто спорить не будет. Но, обладая знаниями, надо ещё правильно их применять. А кризисные условия не оставляют для манёвра ни средств, ни времени. Где найти знания и того, кто поможет?
- В благоприятных условиях всегда имеется некоторый резерв для корректировки действий или даже исправления ошибок, кризис же «съедает» все резервы, и если дать ему волю, пустить дело на самотёк, на авось – кризис уничтожит не только все резервы, а вообще всё. При таких обстоятельствах важно вовремя, а ещё лучше - заранее, просчитать возможные варианты действий, обратив особое внимание на худшие из них. Необходимо проанализировать и прежние свои действия, закрепить успехи, а где-то, прищемив самолюбие, признать ошибки и недоработки, понять их причины и постараться устранить их. Собственное самолюбие при правильном применении стимулирует работу, но если начать играть в гениальность, то можно и заиграться. И здесь «прищемить» самого себя не неприятно, а необходимо. Алгоритм несложен: анализ – вывод – действие. Безусловно, правильным решением будет обращение в специализированные маркетинговые или консалтинговые агентства.
- Андрей Феликсович, допустим, отдельно взятый индивидуум сможет объективно проанализировать свои действия и сделать грамотные выводы, но компания, фирма? Любая организация – это конгломерат личностей, и у каждого свои взгляды, свои пути решения корпоративных проблем, и принцип «среднего арифметического» здесь плохо действует.
- Принцип «среднего арифметического» здесь вообще следует применять с великой осторожностью, и то не как руководство к действию, а как ориентир, как цель. А в наших с вами непростых текущих условиях к исполнению следует принимать взвешенные, обдуманные действия, направленные не на развитие как таковое, а на решение конкретных проблем и закрепление уже достигнутого. Выработать выверенное, обоснованное, и что немаловажно – независимое от личных предпочтений решение помогут сотрудники уже упоминавшихся агентств.
- Очевидно, что окружающие (и конкуренты, и партнёры, и клиенты) так же перейдут на более жёсткий режим и в управлении, и в общении – выживать нужно всем. Как не попасть в число тех, кого «затолкали локтями»?
- Ничего страшного в этой ситуации нет. Конкуренты всегда «толкались локтями», а партнёров и клиентов мы с Вами прекрасно понимаем – сами такие, движемся в одной струе с ними. Здесь важно увернуться от конкурента и протянуть друг другу руки с партнёрами, для чего необходимо видение ситуации со стороны – грамотный анализ рынка и его конъюнктуры. Например, компания – производитель продуктов питания может скооперироваться со своим дистрибьютором и провести совместную кампанию стимулирования - кросс-промо. Это существенная экономия бюджета и непосредственный контакт с розничными покупателями. Нужен своего рода «впередсмотрящий», который сидит на верхушке мачты и высматривает «девятый вал» - другими словами, грамотный маркетолог.
- Анализ рынка не представляет проблем для крупных организаций, имеющих соответствующие подразделения. Что делать небольшим и молодым фирмам, в которых работают только профильные специалисты, и в штате нет ни маркетологов, ни аналитиков?
- На рынке присутствуют специализированные компании, всегда готовые помочь в решении подобных проблем - например, Агентство «Маркет» (http://www.market-agency.ru). И средства, вложенные в маркетинговые исследования, будут работать на движение вперёд; это не тот случай, когда необходимо экономить. А что касается крупных компаний с собственными маркетинговыми подразделениями – как правило, их аналитики действуют в рамках товарной специализации и не имеют достаточно возможностей для осуществления «круговых» обзоров рынка – и здесь будет весьма кстати профессиональная помощь со стороны.
- С чего начинать борьбу с кризисом?
- С понимания того, что кризис не просто за Вашей дверью – кризис уже готов войти или даже вошёл, и собирается расположиться в соседнем кресле, и ему всё равно, хотите Вы этого или нет; и от этого гостя просто так не избавиться.
При выработке плана действий важны правильные формулировки и грамотный анализ всего и вся – и текущего положения фирмы, и предполагаемых действий, а главное – последствий этих действий, потому что именно эти последствия и принесут реальный результат. В решении подобных сложных задач Вам помогут пакеты антикризисных мероприятий Агентства «Маркета» - это не совсем реклама, а, не сочтите за пафос, рука помощи.
В качестве примера подобной помощи можно привести фирму Smart-Soft с её основным продуктом – программой Traffic Inspector (http://www.smart-soft.ru). Хотя программа входит в число лидеров рынка по контролю интернет-трафика, её разработчики сочли необходимым провести исследование восприятия продукта потребителями, уточнить своё положение на рынке и определить дальнейшие перспективы с целью избежать возможных проблем и упущенных возможностей.
- А что можно сделать уже сейчас? Время идёт.
- Каждый руководитель сам знает слабые и сильные стороны своего бизнеса, и повторять банальности и общеизвестные истины не хочется. Но вот что выделяется в последних публикациях, как средство экономии – повсеместно рекомендуется увольнение сотрудников. Позвольте, но как же так? Вы лично отбирали каждого специалиста из многих претендентов, растили его, это в Вашей фирме он набирался опыта, в конце концов, как работодатель Вы ответственны за его благополучие – и вдруг за дверь? А кризис не вечен, кризис мы победим и начнём вновь расти, и расширяться – но с кем? Кто Вам после этого поверит? Не лучше ли адаптировать работу организации к изменившимся условиям? Да, условия усложнились – тем более нужны грамотные люди. Введите режим жёсткой экономии, но сохраните «золотые» кадры – именно эти кадры будут толкать Вашу фирму наверх. Как и прежде в нашей истории «кадры решают все». Желаете поспорить? Экономить можно на всём – пусть в офис доставляют более дешевые кофе и туалетную бумагу, наконец. Реальный способ экономии – грамотное перераспределение необходимых ресурсов. Кофе – на втором или даже третьем плане, а вот без связи и информации не выжить. Интернет - основное окно в мир, и это окно должно быть открыто ровно настолько, насколько это необходимо компании вообще, и каждому сотруднику в частности. Секретарю нужна электронная почта, а программисту – ещё и соответствующие форумы, дизайнер чахнет без любимых клипартов, а всех их вместе нужно отрезать от «одноклассников» и анекдотов, но предоставить доступ к необходимым каждому из них ресурсам. Тупо топором – тут ума не надо, а вот скальпелем – уже сложнее. Traffic Inspector – как раз такой скальпель.
Как говорили древние китайцы, внешние враги только довершают разгром государства, а начинают - внутренние. Примите меры к адаптации работы офисов, осмотритесь вокруг с помощью Агентства «Маркет» - и кризис отвернётся от Ваших дверей.
Зоркий впередсмотрящий, решительный капитан, сплоченная команда и крепкий корабль – и вам нипочем любой шторм. К счастью, этот кризис не первый, так что соответствующий опыт у нас есть; к сожалению, он и не последний, так что нужно приобретать дополнительный опыт.
Дорогу осилит идущий. И нечего тут спорить, нужно просто идти и, желательно, зная куда...