По данным ID-Marketing, общий объем импорта всех видов рассматриваемых экскаваторов за январь-сентябрь 2010 года составил более 3600 единиц. По итогам исследуемого периода, наибольшим спросом пользовались гусеничные экскаваторы – их доля в общем объеме импорта составила 54,3%, следом за ними идут экскаваторы-погрузчики – доля 34,5%, затем колесные экскаваторы (доля 8,4%), экскаваторы-перегружатели (доля 2%) и экскаваторы-планировщики (0,7%).
По итогам января-сентября 2010 года в Россию было импортировано чуть менее 2 000 гусеничных экскаваторов. Явным лидером, по оценке ID-Marketing, на данном рынке является марка Komatsu. Среди покупателей данной марки присутствует порядка 85 компаний-участников внешнеэкономического рынка в 2010 году. Корейский производитель Hyundai по объему импорта экскаваторов за первые три квартала 2010 года занял вторую позицию.
Главной отличительной особенностью иностранных экскаваторов-погрузчиков от машин, выпускаемых в России и странах СНГ, является наличие оригинального (не тракторного) шасси. По мнению экспертов ID-Marketing, по итогам января-сентября 2010 года под маркой JCB в Россию было ввезено более 650 экскаваторов-погрузчиков. Еще один крупный игрок на рынке импортных экскаваторов-погрузчиков компания Terex заняла вторую позицию по итогам января-сентября 2010 года.
Колесные экскаваторы, в отличие от своих гусеничных собратьев, могут перемещаться до стройплощадки своим ходом, не повреждая при этом дорожного покрытия, обладая достаточно высокой маневренностью. По данным ID-Marketing, импорт колесных экскаваторов в Россию за январь-сентябрь 2010 года составил чуть более 300 единиц. Большая доля в рассматриваемом периоде принадлежит корейским маркам Hyundai и Doosan. Всего за первые 9 месяцев 2010 года в Россию импортировались колесные экскаваторы порядка 30 различных марок. Ведущим получателей колесных экскаваторов в исследуемом периоде является ЗАО «Техногрейд». На второй позиции расположился эксклюзивный дистрибьютор строительной техники DOOSAN.
По оценке ID-Marketing, по своим объемам импорт экскаваторов-перегружателей значительно уступает вышеупомянутым категориям. За январь-сентябрь 2010 года в Россию было ввезено 29 единиц рассматриваемой техники под маркой Terex-Fuchs. Несмотря на то, что под маркой Liebherr было ввезено чуть более 20 экскаваторов-перегружателей, структура импорта данной марки представлена сразу 13 различными исполнениями данного вида техники.
Экскаваторы с телескопической стрелой, или экскаваторы-планировщики занимают сравнительно небольшую долю рынка строительной техники. Главное отличие от остальных видов экскаваторов заключается в том, что экскаватор-планировщик обычно монтируют на автомобильное шасси. По данным ID-Marketing, импорт экскаваторов-планировщиков за январь-сентябрь 2010 года немногим превысил 20 единиц.
По динамике развития импортного рынка экскаваторов можно судить об увеличении спроса на данную продукцию. В подтверждение тому – рост объемов строительства во многих регионах страны. Активизация деятельности строительных организаций, в свою очередь, ведет к росту покупок дорожно-строительной техники в целом, и экскаваторов в частности.
Исследовательская компания ID-Marketing