КАК ПИСАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
ДОБАВИТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ


На страже демократии, 2011 - Выпуск 4

22.02.2011
Whites Communication
Украинское правительство делает попытки реализовать свои обязательства перед Советом Европы. Юлию Тимошенко не пускают в Брюссель. Борьба с коррупцией спускается «на тормозах», в то время как масштабы теневой экономики растут как на дрожжах.
Генпрокуратура не пускает Тимошенко в Брюссель

Генеральная прокуратура не дала разрешения Юлии Тимошенко на поездку в Брюссель, чем подлила масла в огонь критики власти и дала дополнительные аргументы в руки оппозиции. В настоящее время Тимошенко находится на подписке о невыезде, поскольку проходит в качестве обвиняемой по делу о нецелевом использовании ее правительством средств, полученных в рамках Киотского протокола. Формальной причиной отказа стало назначение по делу следственных действий именно в дни запланированного визита. И хотя все в принципе законно, но, ставя Тимошенко «палки в колеса», власть подставляет себя под очередную серию внешней и внутренней критики.

Свидетельством политической неуклюжести действий украинской власти стала, в частности, критическая реакция на запрет Генпрокуратуры со стороны европейских политиков и дипломатов. Президент Европарламента Ежи Бузек выразил обеспокоенность относительно использования в Украине Криминального кодекса для запугивания оппозиции, а министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт даже охарактеризовал запрет как недопустимый. Таким образом, давая «добро» на встречу экс-премьера с европейскими политиками, власть избежала бы очередной порции обвинений в свой адрес. С другой стороны, следует понять: если Тимошенко попросит в Европе политического убежища, это поставит крест на ее политической карьере в Украине, как это случилось когда-то с Павлом Лазаренко.

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:
Очевидно, что обе стороны конфликта намерены использовать ситуацию в своих интересах. Юлия Тимошенко делает все возможное, чтобы и в Украине и за рубежом выглядеть жертвой политических гонений. Впрочем, не стоит поддаваться иллюзиям. Судя по всему, после беспощадного манипулирования законами эта леди имеет в своем распоряжении немалое состояние. Во времена премьерства она держала Кабмин в ежовых рукавицах и умело использовала СМИ при каждом удобном случае.

Юлия Тимошенко - не Жанна д’Арк, и Европе стоит дважды подумать, прежде чем открыто ее поддерживать, тем более, что это может обернуться против нее же самой. Не вызывает сомнений, что Партия регионов стремится любой ценой ограничить активность Тимошенко, в том числе и путем давления на нее посредством Генпрокуратуры. Впрочем, японские аудиторы заявляют, что средства, полученные Украиной в рамках Киотского протокола за продажу квот на выбросы парниковых газов, до сих пор находятся в полном объеме на специально открытом счету украинского правительства. Такое утверждение вызывает сомнения в наличии у прокуратуры оснований для обвинения.

Другое расследование, касающееся закупки автомобилей скорой помощи, также может опираться на сфальсифицированное обвинение, ведь утверждение плана государственных закупок на основании советов экспертов в принципе является для правительства вполне приемлемой практикой.

Да и в целом непонятно, на кого рассчитаны эти басни о всеукраинской антикоррупционной кампании, если из 73 «коррупционных» уголовных дел только одно заведено на представителя правящей партии?

Промежуточным звеном между обвиняющими и обвиняемыми являются прокуроры, призванные быть «цепными псами» законности. Так ли это на самом деле? Не пора ли общественности настоятельно потребовать увольнения прокуроров, не соблюдающих законодательство? А всем им вместе осознать, что закон - это фундамент украинской государственности и мерило цивилизованности?

Украинская экономика уходит в тень

После вступления в силу нового Налогового кодекса с начала 2011 года теневой сектор украинской экономики опять пошел в рост. Сегодня около половины работающих украинцев получают заработанное «в конверте», что дает возможность предприятиям экономить до 20% фонда зарплаты, в то время как госбюджет недополучает миллиарды гривен отчислений. По прогнозам налоговой администрации, в этом году в Украине зарегистрировано 1 млн. плательщиков единого налога, что на 800 тыс. меньше, чем три года назад.

При этом не секрет, что большинство из предприятий, которые формально закрылись, в действительности не обанкротились и не прекратили деятельность, а ушли «в тень». Примечательно, что показатели сокращения количества малых предприятий особенно высоки на востоке Украины – в Донецкой области. Чтобы успеть обезопасить себя до момента введения в действие нового Налогового кодекса, предприниматели начали массово ликвидировать свои предприятия еще за несколько месяцев до конца 2010 года.

Еще одним фактором, свидетельствующем о росте «тени», является то, что за последние четыре месяца 2010 года из банковской системы было изъято 6,1 млрд. долл., что составляет свыше 80% общего объема валютных операций за весь 2010 год. Большая часть этой валюты была выкуплена бизнесом для последующей реализации «теневых» схем.

Масштаб теневой экономики традиционно считается индикатором эффективности экономической политики правительства: когда результативность налоговой политики параллельно с уровнем ее прозрачности снижается, бизнес, спасаясь, уходит «в тень», что, собственно, мы сегодня и наблюдаем.

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:
По этому поводу можно выразить два предположения. Первое заключается в том, что Премьер-министр и его команда настолько погрязли в безнадежно устаревших представлениях об экономике и настолько слепы в понимании современных макроэкономических процессов, в частности европейских, что просто не осознают элементарную истину: разрушить малый и средний бизнес, который во всем мире является основным источником поступления налогов, - все равно, что зарезать на бульон курицу, несущую золотые яйца.

Второе предположение заключается в том, что правительство преднамеренно избрало политику подрыва основ развития среднего класса, пытаясь тем самым предотвратить укрепление мощной оппозиционно настроенной прослойки общества. Кто-то может воспринять такое предположение как классическое проявление теории заговора. Но ведь никто не станет оспаривать тот факт, что близкие к власти полукриминальные структуры отнимают чужой бизнес, запугивая или даже прибегая к насилию?

Поэтому и не удивительно, что их основное желание сегодня заключается в уничтожении среднего класса – главного носителя и защитника свободы при любой власти. Странно, что наибольшие усилия в подавлении зародышей оппозиционных настроений правительство прилагает в своей вотчине – на востоке страны.

Впрочем, последствия такой политики могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Предприниматели уже сняли с банковских счетов 6,1 млрд. долл. наличности. А это значит, что они возвращаются к старой практике хранения денег «под матрасом». Не стоит недооценивать негативное влияние этого обстоятельства и на банковский сектор Украины, в том числе. Возвращение экономики к наличным расчетам значит, что креативные способности украинцев теперь будут задействованы не для развития государства, а для того, чтобы всячески уворачиваться от поползновений деспотичной власти и ее законодательных нововведений. Вследствие этих процессов базе налоговых поступлений будет нанесен огромный ущерб, который не смогут «возместить» никакие налоговые рейды. Это грустно тем более, что речь идет не о гнете царизма или репрессиях большевизма, а об антинародной политике правительства, вроде бы избранного самим народом.

Правительство повышает уровень обязательств перед Европой

По сообщениям украинских СМИ, Кабинет Министров утвердил план действий по выполнению обязательств Украины перед Советом Европы. В частности, Виктор Янукович, проявив политическую волю, подписал 12 января этого года Указ о выполнении обязательств Украины перед Советом Европы с их детальным перечнем. Напомним, что подобный документ был принят в 2006 году при президенте Ющенко, однако большинство его положений так и не были воплощены в жизнь. Эти положения опять появились в новом Указе. Основные из них – обеспечение независимости правосудия, реформирование силовых структур, ратификация ряда международных конвенций по защите прав человека.

Указ также очерчивает поле необходимых правовых реформ: совершенствование избирательного законодательства в соответствии с требованиями Венецианской комиссии; реформирование государственных и коммунальных СМИ; принятие законопроекта «О порядке организации и проведения мирных мероприятий» (который, по мнению оппозиции, ограничивает свободу собраний). Неужели политическая воля, которой так и не хватило президенту Ющенко, проявится у Президента Януковича, и он осуществит намеченные преобразования – проевропейские и демократические? Впрочем, критерий количества никогда не был тождественен критерию качества, поэтому у гражданского общества и независимых СМИ впереди немало работы.

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:
Наобещать золотые горы, подписаться под обязательствами, – это даже не полдела. Важно, чтобы для реальных действий хватило политической и моральной воли. Любое правительство должно выполнять данное слово, если хочет заслужить доверие и уважение общества. Словесная эквилибристика не на кого не производит впечатления.

К сожалению, в Украине честность и политика – понятия из разных миров. Взять хотя бы ситуацию со свободой прессы. Теоретически, СМИ в Украине свободны и независимы – никаких официальных распоряжений от Президента или правительства, содержащих хотя бы намек на цензуру. Да и сама власть опровергает все обвинения во вмешательстве в дела свободной прессы. Однако после президентских выборов журналистское сообщество неоднократно сообщало об ужесточении контроля над темами материалов, которые так или иначе цензурировались вплоть до полного исключения любых упоминаний об оппозиции со страниц газет и телеэфира. Из остро критических во времена президентства Ющенко, публикации о Президенте, правительстве и партии власти в массе своей постепенно превратились в умеренно одобрительные. И это при том, что далеко не все СМИ принадлежат представителям власти. Мы имеем дело с показательным примером того, как слова могут расходиться с действиями. Если Президент сумеет это расхождение преодолеть, мы будем первыми, кто его поздравит.

Украинская коррупция не сдает позиции

Продвижение Украины в сфере борьбы с коррупцией замедляется и отклоняется от курса задекларированных перед Европой обязательств. В частности, антикоррупционный законопроект, в котором содержалась норма об обязательном декларировании доходов и расходов самими чиновниками и членами их семей, парламент благополучно провалил в декабре 2010 года. Вместо него Верховная Рада планирует принять законопроект «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», не так давно внесенный на рассмотрение парламента Президентом. Там нормы о декларировании доходов уже нет. Параллельно с внесением упомянутого законопроекта на рассмотрение парламента Кабинет Министров ликвидировал должность заместителя министра Кабмина – правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, а сам Президент ликвидировал Бюро по вопросам антикоррупционной политики. Национальная антикоррупционная стратегия также до сих пор не принята.

По мнению председателя GRECO (Группы государств Совета Европы против коррупции) Драго Коса, отсутствие в новом антикоррупционном законопроекте нормы об ответственности юридических лиц ставит под сомнение реальную волю руководства Украины к выполнению своих международных обязательств. Кроме того, в украинском законодательстве предусмотрены слишком мягкие санкции за обвинение в коррупции, например, административное наказание в виде штрафа. Голова GRECO прямо заявляет, что без серьезных сдвигов в сфере борьбы с коррупцией Украине трудно будет достичь желаемого успеха в переговорах о безвизовом режиме с ЕС.

Отвечая на это предостережение, Президент Янукович заявил, что судебное преследование коррупционеров, независимо от должностей и регалий, является необходимым условием модернизации Украины. Остается надеяться, что четкая позиция ЕС не оставит Президенту Януковичу другого выбора, кроме как воплотить свои обещания в жизнь.

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:
Сколько бы власть ни пыталась изворачиваться, обходить острые углы, сколько бы обещаний ни давала, рано или поздно она будет вынуждена либо воспринять букву и дух коллективного понимания демократии 27-ми государств ЕС, либо признать, что Украины не будет в числе приглашенных в этот престижный клуб. Терпение Европы не бесконечно. Наивные игры, в которые играет власть, росту доверия к Украине никоим образом не способствуют.

Цитата недели:

Роль революционного класса, которую Маркс отводил пролетариату, сегодня может перейти к среднему классу. Глобализация рынков труда и снижение уровня государственного социального обеспечения способны существенно повлиять на степень привязанности граждан к своим государствам. Каждый раз расширяющаяся пропасть между нуждающимся большинством и сказочно богатым меньшинством подливает масла в огонь разочарования меритократией*. Вместе с этим низовые прослойки городского населения, ощущающие на себе груз накопленных долгов и несоответствие государственного социального обеспечения, уже составляют потенциальную угрозу социальному порядку и стабильности. Перед лицом этих проблем мировой средний класс может объединиться и в условиях открытого доступа к информации, ресурсам и приобретению навыков, существенно трансформировать мировые процессы в собственных интересах.

Неизвестный автор
Программа исследования глобальных стратегических процессов Министерства обороны Великобритании

* Меритократия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.-греч. єБ¬ДїВ — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространённое, значение предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.


Whites Communication
Адрес:Киев
Тел.:(044)5361508

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы Whites Communication >>>