Очевидно, что при президентстве Виктора Януковича главным фактором, влияющим на политические решения, остаются интересы крупного бизнеса. Ведь как иначе объяснить тот факт, что в утвержденном Кабинетом Министров перечне запрещенных оффшоров нет Кипра – традиционного места оседания украинских капиталов? Похоже, что таким образом Президент благодарит группу олигархов за поддержку, оказанную ему на выборах 2010 года. Одним возвращают конфискованный предыдущим правительством газ, другим отдают экспортные монополии или предоставляют возможность приватизировать за бесценок эксклюзивные государственные предприятия. Нередко для расчетов используют услуги «слепой» Фемиды. Бонус российскому капиталу – льготный доступ к украинским активам. Впрочем, можно допустить, что с усилением позиций у Президента возникнет желание уменьшить степень зависимости от олигархов.
Что ожидает украинский крупный бизнес? По нашему мнению, сегодня основной угрозой для него является конкуренция с российским бизнесом. Противостояние украинских олигархов с российскими заметно уже сейчас – об этом свидетельствуют противоречивые приватизационные решения, в частности в историях с Лугансктепловозом или Укртелекомом. В дальнейшем стремление отгородить Украину от масштабного проникновения российского капитала будет лишь расти. Это, в свою очередь, создает напряжение между Януковичем и российским властным тандемом Путин-Медведев. Удовлетворить кремлевские аппетиты практически нереально, а тут еще и олигархи мешают. Можно предположить, что украинские бизнесмены, отслеживая попытки Януковича избавиться с помощью России от этой зависимости, будут прилагать максимум усилий для сохранения своего влияния на Банковую.
С другой стороны, западный вектор в украинской политике власть не сможет игнорировать, и на то есть веская причина. Дело в том, что значительная часть украинских капиталов сегодня выводится в оффшоры, в основном на Кипр, откуда они потом перетекают в европейские банки. Поэтому власть будет делать все возможное, чтобы не навлечь на себя гнев Европы, даже если для этого президентской Администрации придется ослабить прессинг на демократические свободы.
Комментарий Фонда «Сначала Люди»: Проблема всех украинских олигархов в том, что Украина для них, как маленький пруд для большой рыбы. Во время президентской кампании у них не было выбора, кроме как поддержать Виктора Януковича, поскольку они считали Юлию Тимошенко «большим злом». Но сейчас бизнесмены понимают, что их амбициозным планам экспансии и «отбеливания» активов мешает негативный информационный фон вокруг действий правительства и президентской Администрации. В отличие от Президента, бизнесмены очень хорошо понимают, что в современном мире репутация не менее важна, чем богатство и власть. Запад не инвестирует деньги в компании, которым не доверяет, и ему чем дальше, тем сложнее иметь дело с украинскими компаниями.
Олигархи теряют терпение. Донецкие бизнесмены, стремясь исправить ситуацию, успешно пользуются услугами международного агентства по связям с общественностью в Брюсселе, представляющего их интересы в сфере энергетики. Газовый монстр РосУкрЭнерго, который в последнее время нередко становится объектом нападок, вместо того, чтобы обратиться с разъяснениями к украинской общественности, решил защищать репутацию в британском суде. Виктор Пинчук свою репутацию строит на благотворительной деятельности. Юлия Тимошенко годами налаживала связи с международным сообществом, но, к сожалению, ее многочисленные заявления не были подкреплены реальными действиями.
Не исключено, что другие олигархи тоже будут вынуждены тратить миллионы, убеждая мир, что все не так плохо в нашем доме. Но если им удастся убедить правительство изменить курс, то миллионы будут сэкономлены для более достойных целей, а не израсходованы на бесполезные манипуляции.
Новый украинский бюджет: экономия для всех или для избранных?
В конце декабря 2010 года парламент принял государственный бюджет Украины на 2011 год, а Президент подписал его без особых промедлений. Перед принятием бюджета правительство подчеркивало, что речь идет о документе, определяющем план жизни страны в кризисных условиях, чем якобы оправдано серьезное сокращение социальных расходов. Общая сумма доходов бюджета 2011 года составляет 281 млрд. грн., а расходов – 321 млрд. грн. Это значит, что лишь по официальной версии дефицит бюджета составляет 40 млрд. грн., то есть 5 млрд. дол.. При этом стоит учесть, что на протяжении 2011 года правительство планирует еще взять внутренних и внешних займов на сумму свыше 90 млрд. грн., то есть более 10 млрд. долл.!
Так какие же расходы попали под сокращение? В бюджете на 2011 год расходы на образование уменьшены с 20 до 18,5 млрд. грн. В десять раз сокращено финансирование международных научных и научно-технических программ, впятеро – научно-технических разработок. На издание украинских книг правительство выделяет на 40% меньше, чем в прошлом году – эта статья расходов сократилась с 33 до 20 млн. грн. Несмотря на то, что Украина лидирует в Европе по уровню распространения туберкулеза, СПИДа и онкологических заболеваний, на борьбу с этими недугами выделено лишь 577 млн. грн., то есть на 58 млн. меньше, чем в прошлом году.
В то же время, по подсчетам экспертов и представителей оппозиции, часть государственных органов, которые в наибольшей степени являются опорой Президента, в кризисных условиях получили увеличение финансирования. Так, бюджет Генеральной прокуратуры увеличен с 1,2 млрд. грн. в 2010 году до 2,2 млрд. грн. в 2011 году; бюджет Министерства внутренних дел – с 11,8 до 13,7 млрд. грн.; расходы на Государственное управление делами выросли на 397 млн. грн. Значительно дороже, чем в прошлом году, стране обойдется и лечение чиновников. Верховная Рада благополучно проигнорировала все требования оппозиции относительно необходимости доработки бюджета.
Что же получается? Что бюджет предназначен для обслуживания интересов в первую очередь чиновников высшего уровня и силовых ведомств, тогда как рядовым гражданам предлагается режим жесткой экономии? И это в условиях стремительного роста инфляции и безработицы?
И оппозиция, и независимые эксперты едины во мнении, что структура нового бюджета характерна для авторитарных и недемократических государств. Уже сегодня доходы свыше 12 млн. граждан, то есть более чем четверти населения Украины, ниже прожиточного минимума. Новый бюджет лишь усилит расслоение общества на обнищавшее большинство и супербогатое меньшинство, а это может привести к стихийным всплескам социального протеста уже в ближайшем будущем.
Комментарий Фонда «Сначала Люди»: Прокурору или сотруднику МВД новый бюджет может даже понравиться. Но если вы студент, научный сотрудник, водитель или просто человек, который нуждается в серьезной медицинской помощи, то 2011-й для вас будет сложным годом. И кредитам МВФ радоваться не стоит, потому что обойдутся они стране слишком дорогой ценой. Неужели правительство не понимает, что этот путь тупиковый – и для Президента, и для власти в целом?
Исследование, проведенное Фондом "Сначала Люди" в конце 2010 года, показало, что среднестатистическую украинскую семью беспокоят в первую очередь вопросы трудоустройства, образования, медицинского обслуживания, цен на продукты питания, а также коррупция, неспособность правительства представлять интересы народа и собственное бесправие. Новый бюджет абсолютно неспособен решить ни одну из этих проблем. Вряд ли такая ситуация способствует росту популярности Президента. Если правительство кардинально не изменит нынешний курс, то шансы власти быть переизбранной на ближайших выборах близки к нолю.
Украина не спешит покидать зону инвестиционного риска
Для иностранных инвесторов Украина по-прежнему находится в зоне высокого риска. Об этом, в частности, свидетельствует индекс инвестиционных рисков Political Risk Atlas 2011, обнародованный британской компанией Maplecroft. Согласно данному документу, в 2010-м Украина ухудшила свою инвестиционную привлекательность по сравнению с 2009-м, переместившись с 62-го на 74-тое место, таким образом расположившись между Буркина-Фасо (73 место) и Республикой Восточный Тимор (75 место). Основными причинами снижения показателей инвестиционного климата в Украине, по мнению исследователей, стали ухудшение корпоративного управления и макроэкономической стабильности, несоблюдение прав человека, а также критическое падение уровня образования. И хотя риторика правительства касательно его отношений с частным бизнесом позитивна как никогда, реальное состояние бизнес-климата остается для большинства иностранных инвесторов весьма неблагоприятным.
К позитивным сдвигам иностранные эксперты причисляют рост политической стабильности, повышение уровня стрессоустойчивости граждан, а также снижение уровня террористической опасности. Кроме того, по мнению Всемирного банка, в 2011 году экономика Украины продолжит восстановление, однако его темпы будут крайне медленными – вдвое ниже, чем до кризиса, и значительно медленнее по сравнению с другими странами, чья экономика пострадала в такой же степени. По мнению директора Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Мартина Райзера, провал структурных реформ в экономике может стать причиной возникновения в Украине локального кризиса с крайне тяжелыми последствиями. Следовательно, власти нужно наконец осознать, что инвестиционная привлекательность и успешность реформ непосредственно связаны с уровнем демократии и свобод в государстве. И чем скорее она это поймет, тем больше у Украины будет шансов стать привлекательной в глазах мировых инвесторов.
Комментарий Фонда «Сначала Люди»: Второе по территории государство в Европе в рейтинге степени риска ведения бизнеса очутилось между пустынной страной Буркина-Фасо и маленькой островной республикой Восточный Тимор на юго-востоке Азии. Согласитесь, это незаурядное «достижение» как для года «реформ» и ничем не ограниченных полномочий власти.
Несколько лет назад прямые международные инвестиции в Украину составляли 10 млрд. долл. США в год. В этом году они вряд ли преодолеют отметку в 4 млрд. долл. Те, кого пугают украинские реалии, ищут более благоприятных возможностей для развития бизнеса в других странах. А главным инвестором в украинскую экономику сегодня является …Кипр. Иными словами, подавляющее большинство инвестиций – это или российский капитал, скупающий украинские активы, или украинские деньги, которые были выведены в оффшор и теперь возвращаются домой. Что же касается международного сообщества, то оно, похоже, окончательно охладело к Украине.
Осознавая ситуацию, правительство должно было бы серьезно откорректировать свою политику, ведь иностранные инвестиции являются одной из наиболее реальных возможностей создания в стране новых рабочих мест. Вместо этого правительство упрямо продолжает вести политику, обанкротившую когда-то Советский Союз. Более того, власть еще и навешивает на свой далеко не богатый народ груз огромного долга, на покрытие которого нужны десятилетия.
Наблюдая, как власть управляет украинской экономикой, хочется спросить, имел ли хоть один человек из числа правительственных финансистов опыт управления пусть даже небольшой компанией западного образца? Можем утверждать, что нет. Но ведь последствия их халатности Украине придется разгребать еще много лет! Впрочем, это касается и оппозиции, так и не доказавшей свою способность планировать развитие национальной экономики. Пришла пора осознать: все, чего сегодня удалось «достичь» украинским политикам, это статус страны «третьего мира» при изначальном потенциале Украины стать богатым и влиятельным европейским государством.
Украинская власть пытается «отбелиться», предлагая Европе виртуальную картинку несуществующей Украины
В Украине продолжается сворачивание демократии и укрепление авторитаризма, народ стремительно нищает из-за инфляции и дыр в бюджете, а Президент и Партия регионов на этом фоне начинают на Западе пиар-кампанию, имитирующую благополучие государства и успешность власти. С этой целью организовываются выступления отдельных членов правительства, запускаются имиджевые рекламные ролики, в авторитетных международных изданиях публикуются статьи об успехах Президента и его команды. В частности, на телеканале CNN и на его Интернет-сайте, кроме обширного интервью с первым вице-премьером А.Клюевим на тему инвестиционной привлекательности Украины, запущена еще и рекламная кампания на тему «процветающей Украины», финансированная властью. Во время экономического форума в Давосе, состоявшегося в конце января, Президент Янукович также намеревался провести встречи с целым рядом международных лидеров, однако этот замысел удался лишь частично.
Очевидно, что результативности этой пиар-кампании будет серьезно мешать диссонанс между «виртуальной» и реальной Украиной. По информации издания International Living, в глобальном рейтинге качества жизни 2011 года Украина занимает 73 место – рядом с Намибией, Ботсваной, Тунисом и Марокко. Только по официальным данным Госкомстата, на сегодняшний день уровень безработицы в Украине достиг показателя в полмиллиона человек. В действительности, согласно оценкам независимых экспертов, уже к концу текущего года она может превысить отметку в 2 млн. человек.
Темпы инфляции бьют все новые и новые рекорды, отбрасывая за предел бедности сотни тысяч украинских семей. Эта тенденция ставит под серьезную угрозу социальную стабильность в государстве.
Для того, чтобы имиджевые кампании были результативными, необходимо демонстрировать реальные успехи развития. В противном случае красивой картинке никто не поверит – ни в Европе, ни в самой Украине.
Комментарий Фонда «Сначала Люди»: Украинское правительство начало масштабную международную пиар-кампанию. Многочисленные встречи с участием украинских правительственных чиновников в Брюсселе, платные рекламные ролики в эфире CNN, реклама на BBC World, публикация статей в ведущих британских газетах…
Возникает вопрос, а может ли быть успешной рекламная кампания, основанная на искажении реального положения вещей? Можно ли ее строить на надеждах и ожиданиях, или того хуже – показывать миру то, что он хотел бы видеть? Чем руководствуется правительство? Одно из двух: либо украинская власть откровенно пытается одурачить международное сообщество, либо действительно не понимает моральных и этических основ демократии.
Правительство постоянно твердит о борьбе с коррупцией, но при этом практически ничего не делает. По данным международного финансового исследовательского центра Global Financial Integrity, в европейском рейтинге стран с наивысшим уровнем незаконных международных денежных переводов Украина входит в тройку лидеров. Настаивая на необходимости жесткой экономии, правительство сокращает расходы на медицину и образование, увеличивая при этом расходы на содержание чиновнического аппарата. Аналогичный дисбаланс – в сфере развития демократических институтов, соблюдения свободы слова и свободы собраний, поддержки промышленности, развития малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест. Один лишь только новый Налоговый кодекс уже разрушил бизнес 800 тыс. малых предпринимателей!
Досадно, но украинская власть не воспринимает европейские ценности. Национальной элите есть о чем поразмыслить, ведь вместо того, чтобы заимствовать опыт европейской демократии, Украина сегодня импортирует сомнительный опыт своего северо-восточного соседа, где любые вопросы уже привычно решают лишь власть и деньги. Кроме вопроса будущего.
Цитата недели:
Пожалуй, впервые в истории почти все человечество политически активно, политически сознательно и политически интерактивно… Результирующий глобальный активизм порождает мощную волну в вопросах защиты личного достоинства, уважения к культуре и экономических возможностей в мире, несущего в своей памяти болезненные шрамы длящегося столетиями чужеземного колониального или имперского владычества. Главные политические силы, старые и новые, в равной степени вынуждены лицезреть новую реальность: в то время, как разрушительная мощь их военной силы больше, чем когда бы то ни было в истории, их способность контролировать политически проснувшиеся массы низка, как никогда. Грубо говоря: раньше было легче контролировать миллион человек, чем физически убить миллион человек; сегодня же бесконечно легче убить миллион человек, чем контролировать этот миллион…
Збигнев Бжезинский
Бывший советник по национальной безопасности США
Сооснователь Трехсторонней комиссии
Советник и член правления Центра стратегических и международных исследований при университете Джона Хопкинса