Исходя из материалов исследования Института общественных и политических коммуникаций, проблемы можно систематизировать, конкретизировать. Они очевидны:
- Я абсолютно согласен с Президентом РФ, что ЖКХ — «черная дыра», а коммунальная катастрофа может произойти через 5-7 лет.
-
- ТСЖ — несостоятельная самостоятельность (жильцы некоторых домов фактически стали «новыми крепостными»).
- Переплата за услуги энергетиков и других структур чуть ли не двойная (двойные счета и т.д.)
- Отсутствие независимого контроля качества услуг приводит к дичайшим проявлениям монополизма.
- Непрекращающиеся так называемые профилактические отключения горячей воды, длящиеся иногда месяцами (жителям Тамбова не надо здесь что-то напоминать)
- Рост цен с 1 января на коммунальные услуги в на 13,9%. Тарифы на электроэнергию увеличатся на 10 процентов, тепло – на 14,3 процента, водоснабжение – на 11,8 процентов, водоотведение – на 16,9 процентов, газ – на 15 процентов. Причем обоснования повышения тарифов жителям Тамбова не представлено.
- Тепловые сети с их сверхнормативными потерями — это зимний кошмар для рядовых жителей.
- Отсутствие вменяемых стандартов обслуживания населения.
- Все последние реформы ЖКХ — это административные потуги, мало затрагивающие существо дела (до сих пор законодательно не прописаны отношения между жильцами, коммунальщиками и управляющими компаниями).
- Более половины россиян не слышали о реформе ЖКХ (низкая информированность — это отсутствие «обратной связи» государства, общества и граждан).
- ЖКХ погрязло в долгах.
И это далеко не полный перечень проблемных вопросов, касающихся быта, комфортного проживания, качества услуг и просто здравого смысла (полнее смотри http://www.taminfo.ru/blogs/navigator/).
Так что же такое вообще реформа ЖКХ? В чем она заключается? Какой смысл вкладывает государство в это? Что нужно сделать, чтобы считалось, что "ЖКХ уже реформировано"?
Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг.
И вот когда будут решены такие задачи, как:
• модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда;
• перевод ЖКХ на рыночные правила работы (с упразднением государственной монополии, с привлечением частного бизнеса и созданием конкуренции);
• достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий;
Тогда можно будет говорить, что главная цель реформы достигнута.
Делайте выводы. Президент РФ потребовал в том числе от руководителей регионов при решении вопросов в сфере ЖКХ проявлять изобретательность, искать новые подходы, не допускать бесхозяйственности.
Ну что ж, будем ждать от наших руководителей верха изобретательности. А пока не комфортно и об этом почему-то они молчат.
Владимир Титаренко,
доктор политических наук,
научный руководитель «Института общественных и политических коммуникаций».
http://www.taminfo.ru/blogs/titarenko/9890-reforma-zhkx-iznos-kommunalnoj-infrastruktury.html