Фирма ИнформСистем сделала попытку разобраться в причине отсутствия оперативного учёта перерасхода топлива в прогрессивной технологии ПГУ (Паро-Газовая Установка) и на тепловой электростанции в целом.
В последнее время ПГУ находит широкое применение для модернизации существующих ТЭЦ и ГРЭС из-за более высокого КПД по сравнению с паросиловыми установками. Это значит, что для выработки такого же количества электроэнергии и тепла требуется теоретически меньше топлива. Но никто не знает, как это на получасовом интервале согласуется с фактическим расходом топлива. Месячный перерасход топлива складывается из получасовых перерасходов. Рассчитывать же перерасход топлива по формулам на месячном интервале в корне не верно из-за нелинейности нормативных графиков.
Что же получается? ТГК и ОГК инвестируют миллиарды на строительство ПГУ для получения дополнительной прибыли и скупятся вложить пару миллионов на MES-Систему для оперативного контроля за перерасходом топлива. Но как ПГУ, так и электростанцией управляет человек. И никто ещё не отменял человеческий фактор в управлении сложным производством. Очевидно, что вслепую человек никогда не сможет добиться в управлении оптимальных результатов, даже при наличии ХОП-оптимизации.
К тому же ПГУ встраивается в существующую электростанцию, а это означает наличие различных перетоков по топливу, воде, электроэнергии и пару. Оперативно регулировать балансы человеку без обратной информации по перерасходу топлива просто не возможно. Поэтому на практике происходит большой перерасход топлива.
Традиционно по методикам Минэнерго все расчёты по топливоиспользованию производятся только на месячном интервале, а такого важнейшего показателя, как перерасход топлива, нет даже в макете 15506-1. Это говорит об изначальном безразличном отношении к этому показателю. Поэтому в своих расчётах электростанции перерасход топлива подстраивают близким к нулю. А это значит, что удельные расходы топлива, которые используются для планирования, расчитываются из условия фактического расхода топлива, т.е. уже заранее закладывают перерасход топлива в 10%, что в рыночных условиях просто бесхозяйственно.
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ инновационной MES-Системы «MES-T2 2010» с расчётами фактических и нормативных ТЭП, с получасовыми расчётами перерасхода топлива и с оперативной аналитикой размещена на сайте: www.Inform-System.ru.