На электростанциях ОГК и ТГК каждые полчаса сжигается определённое количество топлива для выработки также определённого количества электроэнергии и тепла. На электростанциях известно, сколько необходимо поставить электроэнергии и тепла в конкретные промежутки времени и в соответствии с этим устанавливается определённый технологический режим работы котлов и турбин. А вот, сколько необходимо израсходовать топлива в эти промежутки времени на электростанциях не известно. Поэтому на практике происходит большой перерасход топлива, определяемый как разность фактического расхода топлива и нормативного (dB=Bф-Bн).
Загрузка электростанции по мощности осуществляется таким образом, чтобы был резерв для технологического манёвра. Вариантов же технологического управления на электростанциях существует множество. А вот оперативной обратной связи, характеризующей качество управления в виде перерасхода топлива, отсутствует.
Логистическим критерием, характеризующим оптимальность управления, должно быть отношение нормативного расхода топлива на фактический (К=Bн/Bф). И этот критерий каждые полчаса должен быть близок к единице, т.е. фактические затраты топлива должны стремиться к нормативным. В настоящее же время в ночные часы он составляет 0.7-0.8, т.е. фактические затраты значительно превышают нормативные. Вот где резерв экономии топлива.
Если оперативный персонал на блочном щите электростанции будет видеть каждые полчаса значение логистического критерия, то и управление электростанцией будет с открытыми глазами в части экономии топлива.
Теперь представьте, что на электростанциях нет электросчётчиков выработанной электроэнергии, тогда станет понятно, что коммерческое управление электростанцией в этих условиях вообще невозможно. Ясно, что до рыночных отношений величина перерасхода топлива рассчитывалась формально, т.е. подстраивалась на месячном интервале под небольшую экономию. Это происходит и сейчас. Но как можно оптимально управлять электростанцией, не имея оперативных данных по перерасходу топлива?
Стоимость внедрения MES-Системы «MES-T2 2010» на порядок меньше полученной прибыли за счёт экономии топлива вследствие качественного управления с использованием логистического критерия расхода топлива.
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ MES-Системы «MES-T2 2010» с расчётами фактических и нормативных ТЭП, с получасовыми расчётами перерасхода топлива и с оперативной аналитикой размещена на сайте: www.Inform-System.ru.