Какой импорт «на коне»?
Начнём с общего взгляда на группы товаров. Наша ТОР-десятка наиболее активных товарных групп импорта претерпела немало изменений. Овощи, хлопок, химические нити и волокна – вот группы, впервые появившиеся в числе активно ввозимых товаров.
Первые три группы неизменно присутствовали во всех наших обзорах. Среди товаров, относящихся к ним, есть товары самого массового импорта, объединившего сотни участников рынка. Заметьте, рынок растёт, и всем этим сотням на нём хватает места. Тем более что объёмы месячного оборота товаров исчисляются десятками миллионов долларов. К ним относятся части к установкам для кондиционирования, арматура для трубопроводов, цистерн и аналогичных ёмкостей, картриджи и запчасти для принтеров и копировальных устройств. Как же всё логично и закономерно. В недавнем прошлом «подсадив» страну на иглу «ксероксов» и «хьюлетт паккардов», теперь наивыгоднейшим образом выстроен бизнес по дозаправке и дозарядке оргтехники. Ему никакой кризис не помеха. 51 регион России принимает импортные поставки.
Отметим еще один вид оборудования повышенного спроса, на этот раз в виде бытовой техники. Речь пойдёт о пылесосах. Здесь немецкий товар и не думает сдавать позиции Китаю. Вкусив качество пылесосов Бош, Филипс, Миле, наши соотечественники хотят лучшего всё больше и больше.
Особую активизацию импорта овощей, шоколада, фруктов и орехов отнесём к празднованию Нового года. При перечислении импортной номенклатуры просто глаза разбегаются: кокосовые и грецкие орехи, авокадо, киви, инжир, абрикосы, баклажаны, сельдерей, салатные овощи. С мясом и пищевыми мясными субпродуктами также всё понятно. О росте импорта «обваленных передних четвертин крупного рогатого скота» мы уже писать устали.
Давайте перейдём к позициям растущего импорта, встретившимся впервые.
Ткани хлопковые хотя и быстро растут в объёмах своего импорта, но пока ещё исчисляются единичными контрактами и малым количеством участников. А вот различные виды тканей из нетекстурированных полиэфирных нитей, используемые для изготовления одежды, портьер и мебельной обивки, заслуживает внимание серьёзными объёмами, темпами роста, значительным количеством участников. Всё это наводит на мысли об устойчивости тенденций. Правда на радость турецким и китайским производителям.
Среди товаров группы «Химические волокна» выделим один уникальный товар - лидер роста импорта на протяжении уже многих месяцев. Название ему – «вискозные волокна». Потребляют эти волокна отечественные предприятия из самых различных сфер бизнеса, а вот поставляет их главным образом австрийская промышленная группа «Ленцинг» и держит практически монопольные позиции в стране. Видимо, партнёрство с этой фирмой есть тема очень перспективная. Исключительно популярным у наших швейников стал в последнее время китайский полиэстер (по другому товар называется материал, пропитанный полиуретаном). Неудержимо растёт ввоз турецкой синтетической пряжи для ручного вязания. Вот куда жизнь заставляет поворачиваться.
В заключение описания успехов импортной торговли упомяну ещё об одном рынке, кстати, с миллионными оборотами. Что-то не помню, чтобы он упоминался у нас ранее. Импортная туалетная бумага – вот чего сейчас не хватает россиянам, как следует из графика. Киевский картонно-бумажный комбинат здесь «впереди планеты всей», даже Кимберли-Кларка. Забегая вперёд, скажу, что и мы близки в своём растущем ассортименте экспорта к Украине, и можно сказать закидали уже своей туалетной бумагой Казахстан, Киргизию и ту же Украину. Вот такой торговый каламбур получается.
Что выгодно экспортировать из России?
Сравнивая результаты рейтингов ТОР-200 товаров активного экспорта за несколько последних месяцев мы обнаружили удивительное совпадение этих списков, более чем в 70% случаев. Что же получается? Постоянно существует пара сотен супертоваров, которые дают уникальную возможность отечественным предприятиям быстро расширять сбыт за границей, а значит и собственное производство. К ним относятся не только очевидные нефть, газ или сосна. Есть очень даже неочевидные товары, к производству или торговле которыми желаю каждому бизнесу найти отношение, пусть даже и отдалённое.
Но сначала сделаем обобщение и выделим 10 наиболее активных товарных групп ноября:
Как видим, не только сырьём мы прикрываем дыры кризиса. Есть спрос и на наше оборудование.
Насосы для гражданской авиации, объёмные возвратно-поступательные компрессоры, загрузочные механические устройства для сыпучих материалов, оборудование для закупорки бутылок, шарнирные валы и автоматические стиральные машины – вот товары растущего экспорта. Разброс тем успешной торговли и производства достаточно широк. Но всё-таки в этой торговле задействовано пока совсем немного отечественных предприятий. Всего несколько десятков компаний.
«Оборудованием для закупорки и закрывания ёмкостей» в переводе с таможенной терминологии называются машины фасовочно-упаковочные, оборудование для розлива жидкости в бутылки или стаканчики, фасовочные машины и аппараты. Вся эта техника исключительно востребована не только в соседних странах, но и за их пределами. Просто, предмет гордости.
Совсем неплохо обстоят дела у производителей дорожных вибрационных катков. Спрос на нашу технику за рубежом значительно превышает прошлогодний. Радует и то, что активность проявляют сразу несколько отечественных заводов из регионов, особенно - ярославский «Раскат», и то, что спросом пользуются катки и в странах СНГ, и в Дальнем Зарубежье.
И ещё одна тема из сферы бытовой техники. Однако, на этот раз - производимой тут и продаваемой там. Казахстан, Украина, Сербия, Узбекистан, Азербайджан, Польша, Чехия, Литва – вот неполный список стран, которым очень полюбились российские «стиральные машины с фронтальной загрузкой ёмкостью до 6 кг сухого белья». Их экспорт в 2009 году вырос в разы. Как же мудро поступили инвесторы, буквально перед кризисом запустившие в России сразу несколько заводов по выпуску этой техники. И хотя нередко инвесторы зарубежные, но рабочие-то места – наши и очень даже кстати.
Рост вывоза лесоматериалов охватил у нас уже тысячи компаний, и соизмерим по своим объёмам с торговлей нефтепродуктами.
А что если перейти на следующую ступень передела, производить и экспортировать не просто деревья, а переработанное сырьё? Так решили некоторые предприятия. Решили …. и выиграли. Теперь они пожинают плоды роста добавленной стоимости, торгуя бумагой-основой для копировальной бумаги, гофрированным и перфорированным картоном, бумажными полотенцами для рук, подносами и коробками для упаковки яиц, гетинаксом и прочим разнообразным упаковочным материалом. Торговля идёт, доходы растут.
Было бы счастье да несчастье помогло
Как объяснить неудержимый рост экспорта стеклянных бутылок?
Когда стало известно, что с 1 января в стране вырастут акцизы на пиво, то пивные транснациональные компании очень осторожно стали размещать заказы на стеклотару на будущий 2010 год. Стеклотарщики загрустили, заволновались и стали поглядывать по сторонам, особенно на ближнее зарубежье. Тут как раз у ведущего казахского производителя тары случилось несчастье – «подрастерялся» в кризис (в смысле растерял клиентов) и снизил объёмы производства. Ну а когда «Дербесу», крупному казахскому игроку пивоваренной отрасли, удалось перевести на себя выпуск пива брэндов Балтики, тут и пустились наши стеклотарщики завоёвывать Казахстан, а заодно и Киргизию. И вслед за пивной бутылкой потекла в ближнее зарубежье бутылка водочная и также стала супертоваром экспортного спроса. Сентябрь, октябрь, ноябрь – традиционно самые активные месяцы для спроса на ликёроводочную тару. Вывод: «кто первый, у того и тапки», - как часто говорит один мой коллега. У первых сориентировавшихся прибыль получается «неслабая».
Очевидное – невероятное
Отгадайте загадку и пришлите свои ответы:
Для чего мы вдруг стали активно ввозить щепу и стружку из лиственных пород деревьев, если это наша самая передовая статья экспорта?
А теперь выводы завершающие. Случаи роста рынка достойны внимательного изучения. А что, если точки роста – из вашей сферы бизнеса? А если ваш рынок продолжает расти? В этом случае вам гораздо легче сделать результат 2010 года особенным. Спрос вам поможет. Если, конечно, вы успеете им воспользоваться. Для этого подпишитесь на рейтинг товаров растущего спроса "ТОР-200. Точки роста импорта и экспорта и застрахуйте себя от упущенной выгоды. Если же в рейтинге вы обнаружите свой товар, то закажите детальный экономико-статистический анализ, выясните причины успешных продаж и скорректируйте вашу стратегию.
Р.S. Моя благодарность Вадиму Блинову, коммерческому директору Новосибирского завода «Экран», за помощь в описании глубинных причин роста «бутылочного рынка». Кстати, неплохая идея. Приглашаю экспертов к участию в следующем обзоре.