Первая часть круглого стола была посвящена обсуждению различных подходов проектного управления в IT-сфере, а также вопросам информационной безопасности. Анализируя практику применения различных моделей организации процесса разработки, компания «Контек-Софт» поделилась с участниками мероприятия опытом применения сразу двух методологий – классической водопадной модели и Agile. Все это вызвало живой спор среди участников круглого стола, каждый из которых высказал свое мнение, какая из представленных моделей наиболее приемлема в современной IT-практике:
- Тем не менее, в результате обсуждения мы пришли к выводу, что обе представленные модели не конкурируют друг с другом, так как каждая из них рациональна и успешно применяется в своей области, - говорит генеральный директор ООО «Контек-Софт» Владимир Соснин. - Например, разработать программное обеспечение для космического корабля будет не под силу команде Agile – для нее это слишком сложный и длительный проект, который требует больших человеческих и финансовых ресурсов и тщательного анализа требований к будущему ПО. Здесь может быть использована только каскадная модель с ее жестко выстроенным планом работы. В то же время классическая методология будет экономически не выгодной для проектов с небольшим бюджетом, и эффективнее с такими задачами справится именно Agile. Поэтому любая работа и выбор методологии управления проекта должен начинаться с изучения заказчика и анализа тех задач, которые он ставит перед IT-специалистом.
Наиболее бурные обсуждения вызвали доклады второй части круглого стола, посвященные несовершенству современного IT-образования и роли в этой области дополнительных образовательных программ. В Томске данная сфера развивается довольно активно – причем, необходимые IT-компетенции у будущих специалистов стараются воспитывать уже со средней школы.
Так, не первый год ряд уникальных программ для школьников организует образовательный центр «Школьный университет», который в рамках круглого стола представил свой новый проект DvigeR - он позволит ребятам не только приобретать новые знания, но и зарабатывать деньги. В Томском университете систем управления и радиоэлектроники разрыв между квалификацией выпускников и потребностями рынка труда преодолевают с помощью группового проектного обучения (ГПО) – начиная с 3 курса, студенты вуза в обязательном порядке выполняют проекты реальных компании и таким образом, готовят себе будущие рабочие места. А дополнительную работу в этом направлении ведет структурное подразделение ТУСУРа, бизнес-инкубатор «Дружба», который поделился с участниками круглого стола опытом проведения специальных образовательных семинаров, отвечающих конкретным потребностям работодателя, и организации для студентов и выпускников стажировок в IT-компаниях.
Собственное видение проблемы подготовки IT-специалистов представил и ООО «Контек-Софт», который сегодня совместно с ТУСУРом реализует программу «Молодые специалисты». Новый проект призван дать студентам необходимый набор практических навыков для дальнейшей работы в компании и, главное, направлен на формирование у них культуры проектного управления.
Начиная уже с первого курса, будущие программисты получат возможность познакомиться со спецификой работы в ООО «Контек-Софт» и принять решение о необходимости получения дополнительных знаний. Организацию дополнительного обучения полностью возьмет на себя университет, компания же выступит заказчиком конкретных лекций, семинаров или мастер-классов. Кроме того, в рамках ГПО молодые программисты смогут работать с конкретными задачами «Контек-Софт», разрабатывая реальный программный продукт.
По мнению инициаторов программы, такой подход способствует быстрому и качественному переходу студентов в стадию востребованных на рынке труда специалистов. И даже если по окончании вуза выпускник решит не связывать свою профессиональную деятельность с «Контеком», выработанные в процессе участия в программе компетенции позволят ему быстро найти хорошее место работы.
Таким образом, представленные на круглом столе проекты заложили основы не только для выстраивания на томском пространстве единой образовательной цепочки «школа-вуз-работодатель», но и формирования системы развития личности человека, начиная с самого детства.