Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» провело пресс-конференцию, посвященную рынку прямого страхования в России.
По оценкам «Эксперта РА», объем премий, полученных в рамках прямого страхования в 1-ом полугодии 2009 года, составил 0,9 млрд. рублей. Доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах за 1-ое полугодие 2009 года составила 0,3%, во взносах по автострахованию в целом - 0,8%.
По словам Алексея Янина, руководителя направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА», сегодня нет достаточного понимания того, что представляет собой прямое страхование, и это порождает неверные утверждения. «Эксперт РА» проанализировал основные заблуждения, касающиеся прямого страхования. По мнению Агентства, основная идея прямого страхования заключается не столько в экономии на агентских комиссиях, сколько в использовании новых технологий и мощной IT-системы. Прямое страхование – это действительно новый тип услуги для страхователей (удаленное оформление полиса) и новые стандарты андеррайтинга для страховщиков (более высокая сегментация рынка, учет большего числа тарифных факторов, возможность оперативно оценивать спрос на различные продукты страхования и его эластичность, б0льшая гибкость в ценовой политике). По словам Алексея Янина, пример с электронными билетами опровергает тезис о том, что население не готово пользоваться услугами прямых страховщиков. Развитие прямого страхования зависит от изменений в законодательстве (отмены обязательной документарной формы полиса), качества услуг и надежности прямых страховщиков. Как показывает мировая практика, экономия от масштаба у прямых страховщиков возможна после охвата более 5% страхового рынка.
По мнению Андрея Мельникова, президента «КИТ Финанс Страхование», в 2009 году рынок direct страхования рос взрывными темпами по сравнению с рынком non-life страхования. В 2010 году рынок вырастет на 60-80% и будет продолжать расти быстрыми темпами в последующие годы. Доля сегмента direct страхования в течение 5-7 лет может достичь 7-8% от всего рынка розничного автострахования.
Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО «Интач Страхование», считает, что развитие прямого страхования должно сопровождаться изменениями в страховом законодательстве. По его словам, необходим пересмотр законодательной инициативы повышения операционной эффективности страховых компаний. В частности, необходимость подписи страхователя существенно сужает возможности применения технологий дистанционных продаж, в т.ч. увеличивая расходы страховщика на заключение договора ОСАГО, поскольку наличие подписи клиента на полисе предусматривает заключение договора страхования исключительно в присутствии клиента.
По прогнозам «Эксперта РА», в 2009 году совокупный объем премий, полученных по прямому страхованию, достигнет 1,9 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 130%, в 2010 году – 3,1 млрд. рублей (+70%) . В 2011 году с выходом из кризиса универсальные страховщики также запустят проекты по прямому страхованию, что приведет к ускорению роста этого сегмента. К 2012 году доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7% (в случае, если законодательство не изменится) или 12% (в случае, если полисы разрешат выписывать в электронном виде).