Однако, поскольку объективная статистика (данные Росстата) фиксирует общее сокращение числа зарегистрированных малых предприятий в России (в первом квартале – почти на 20%), это может означать следующее: «вынужденный бизнес», рождаясь, официально не регистрируется., а число ушедших с рынка превышает число «вновь родившихся». Сама скорость ротации (выхода и входа) может увеличиваться.
Возможно, это также связано с тем, что предприниматели (как действующие, так и «начинающие») считают кризис благоприятным временем для открытия бизнеса по принципу «старт лучше делать не на гребне волны».
В любом случае приведенные ниже данные демонстрируют субъективные представления самих малых предприятий, их ощущения частоты рождения новых бизнесов на сегодняшний день.
Для справки:
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия».
Источник: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), www.nisse.ru