Комплексная программа улучшения качества двигателя УМЗ-4216 запущена Ульяновским моторным заводом в сотрудничестве с Горьковским автозаводом в марте 2009 года. Программа объединила усилия всех заинтересованных сторон – ОКЦ ГАЗ, дилеров, сервисных служб и конечных пользователей. В результате зафиксировано радикальное сокращение дефектности двигателя, что стало основой почти 30-процентного снижения случаев обращения владельцев ГАЗелей с претензиями по гарантии двигателя.
Совместными усилиями участников проекта были определены наиболее проблемные точки двигателя, формирующие статистику дефектов – это, прежде всего, такие комплектующие как генератор, ведомый и нажимной диски, электромуфта, стартер, сальник коленвала и катушка зажигания. По инициативе инженеров ГАЗ на УМЗ была оперативно налажена системная работа по качеству с поставщиками наиболее «проблемных» деталей и узлов, организован эффективный 100-процентный входной контроль качества.
В результате проведенного горьковскими и ульяновскими специалистами совместного аудита на УМЗ были внедрены значительные технологические усовершенствования. Например, установка высокотехнологичных электронных измерительных приборов позволила кардинально решить «застарелую» проблему сборки двигателя - нестабильность качества обработки и моментов затяжки резьбовых соединений.
Анализ отчетов сервисных предприятий и проведенные по итогам мероприятия по внедрению полной автоматизации процесса закалки детали позволили снять еще одну известную проблему - дефектность регулировочного винта, приводившую к повышенному износу оси коромысел и разрегулировке клапанов двигателя. Завершается работа по изменению конструкции штангового привода регулировочного винта, что обеспечит более плотную посадку наконечников на штангу, а также изменена конструкция самого винта: теперь он будет цельно-жесткой, так называемой перевернутой конструкции, гарантирующей от излома и обеспечивающей постоянную смазку в зоне контакта. В ходе проведенных 100- и 400-часовых испытаний установлено, что эти и другие изменения конструкции дают положительный эффект - зазор остается стабильным, клапаны не стучат. В дальнейших планах производителя - внедрение штанги новой конструкции: пустотелой стальной трубки с приварными наконечниками в виде шариков.
С марта по май 2009 году специалисты ГАЗ и УМЗ также осуществили ряд мер по повышению качества на предприятиях, поставляющих катушку зажигания, датчики фазы и аварийного давления масла. В частности, внедренные по инициативе ульяновских инженеров конструктивные изменения (повышено качество электросоединений, убраны сварочные швы, часть винтов заменена заклепками) и введение двойного контроля качества (на предприятии-изготовителе и при приемке на УМЗ) позволили в 7 раз повысить надежность электромагнитной муфты производства ООО «Термокам». Одновременно в течение июля-августа 2009 г. через сервисную сеть ГАЗ проведены отзыв и замена партии ненадежных электромуфт на «ГАЗелях», реализованных весной-летом 2009 г. В ближайшей перспективе работа над улучшением изоляции силового провода муфты на пробой, исключение втулки для улучшения посадки подшипников. Эти меры позволят еще вдвое снизить остающуюся вероятность дефекта.
В ряде случаев было налажено сотрудничество с альтернативными поставщиками. Так, с сентября с.г. УМЗ-4216 комплектуется генераторами повышенной мощности и стартерами производства компании БАТЭ (г. Борисов, Республика Беларусь). Уже более 6500 поставленных на конвейер ГАЗ двигателей укомплектовано белорусскими генераторами. В результате уровень дефектности этого узла снизился в 2,3 раза. Специалисты ГАЗ и УМЗ также проводят испытания генераторов с улучшенными характеристиками производства ОАО «Прамо Искра», которыми предполагается комплектовать силовые агрегаты новых моделей «ГАЗели».
Сотрудничество ГАЗ и УМЗ в деле повышения качества двигателей для легких коммерческих автомобилей ГАЗа продолжает развиваться. В тесной координации работают дирекции по качеству двух заводов, а также сервисных предприятий и поставщиков комплектующих. В конструкцию двигателя УМЗ-4216 уже вводится ряд существенных изменений. Среди них - внедрение дроссельного патрубка с электронным управлением, установка сдвоенной катушки зажигания с силиконовыми проводами, уменьшение по высоте поршневых колец и хонингование гильзы цилиндра, повышение точности отливок и обработки коленчатого вала, изменение параметров ГРМ (углы опережения, профили кулачков), модернизация системы вентиляции картера и многое другое.