Приводили, в частности, такие примеры. «Несколько лет торговали кожаными изделиями. Одна тётя повадилась покупать то в одном, то в другом отделе плащи и возвращать».
«Купили у меня праздничное платье. Сходила дитё в нем на утренник (бирочку заправили). Выступила аккуратно. На следующее утро мне это платье несут - возврат одежды в течение 14 дней. Или это же самое платье, купленное, скажем, 23 декабря к утреннику на 25-е декабря. Дитё почему-то на этот утренник не попало. Мне это платье принесли 3-го января. Спрашивается мне оно на кой после праздников?».
Выступая в защиту Закона о защите прав потребителей, Управляющий компании «Мила» - обувь оптом Александр Бородин призвал коллег внимательнее читать статью 25 «Право покупателя на обмен товара надлежащего качества». Она гласит:
потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Оказывается, не вернуть деньги, а обменять товар. И, выходит, большинство тех, кто недоволен законом, просто плохо его знают.
Шла речь и о возврате товара с производственным браком. Оптовики сетовали на поведение розничников, которые «повадились» возвращать такой брак года два спустя после закупки. По мнению Александра Бородина, если доказано, что это производственный брак, то и через два года нет причин в отказе. Поэтому сейчас компания «Мила» старается заключать с поставщиками договоры, в которых предусмотрено бессрочное принятие возвратов, связанных со скрытым производственным браком.
Это вполне закономерное требование. Ведь потребитель имеет право предъявить претензию в течение двух лет с момента приобретения обуви. Розничный продавец должен продать обувь за сезон (0,5 года), оптовик должен продать обувь за сезон (0,5). Итого 2+0,5+0,5=3 года. И это оптимальный вариант. У оптовика и в рознице товар может пролежать и дольше (до двух лет ст. 477 ГК РФ) и тогда итоговое время предъявления претензии производителю увеличивается до шести лет.
Александр Бородин выразил удовлетворение тем, что в результате дискуссии большинство предпринимателей высказалось в поддержку Закона о защите прав потребителей. Продавцам, считающим, что закон ущемляет их права, он посоветовал внимательнее изучать этот документ. К сожалению, дискуссия выявила, что многие представители торговли и даже владельцы бизнеса судят о законе понаслышке. Поэтому большинство проблем, возникающих у них с «покупателями-террористами», просто результат правовой безграмотности.