Мечтать на фильмах с Андреем Мироновым было главным состоянием для советского зрителя. Мужчины мечтали одеваться так же красиво, как он, пить не самогон, а элитные вина, и видеть рядом с собой таких же прекрасных женщин. Женщины мечтали о таком мужчине, который умеет носить красивую одежду, совершать яркие поступки и делать их счастливыми – как в кино.
Студия «Ленфильм», оставив позади вихрь революционной эпохи под разудалую песню Максима про «крутится-верится шар голубой», сделала шаг в направлении, которое совершенно точно исчерпывается определением «художественный». Безусловно, славу студии принесли и преданные реализму Алексей Герман и Александр Сокуров, но именно «Ленфильм» предложил зрителям прекрасное, мечтательное художественное кино – экранизации литературных произведений, комедии и мюзиклы. Настоящее звездой этого «художественного стиля» был Андрей Миронов.
В 70-е актер дважды работал на «Ленфильме» с режиссером Леонидом Квинихидзе - над музыкальными комедиями «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», которые пользовались большим успехом у аудитории. На телевизионных экранах элегантный ловелас Миронов пел песни, балагурил и крутился, словно белка в колесе – все ради красивых женщин.
Интересно, что именно по причине легковесности и водевильного имиджа в «Соломенной шляпке» Эльдар Рязанов не утвердил Андрея Миронова и Людмилу Гурченко на роли Жени Лукашина и Нади Шевелевой в «Иронии судьбы». Режиссер даже подчеркнул реалистичность этих образов (несмотря на сказочный сюжет), вставив в свою картину фрагмент из «Соломенной шляпки», которую герои смотрят по телевизору в волшебную новогоднюю ночь.
У режиссеров с разным почерком и стилем Миронов становился разным – замечательное качество для актера, которому доступны все жанры. В экранизации философской пьесы Евгения Львовича Шварца «Тень» в роли журналиста Цезаря Борджиа он все так же сказочен, циничен и остроумен, но совершенно реален и похож на своих зрителей у Наума Бирмана в «Шаге навстречу», «Фантазиях Фарятьева» Ильи Авербаха и «Блондинке за углом» Владимира Бортко.
В каждой из этих лент свой сюжет, свой жанр. Но все они связаны одной идеей: в век скорости и новейших технологий самым дорогим и важным остается человек, его душа и его чувства, его ранимость и доброта, его стремление любить и быть любимым. Сыгранные Андреем Мироновым персонажи – идеалисты по своим внутренним убеждениям и все так же мечтают о мире, полном замечательных идей.
Впрочем, вся идея СССР тоже была одной огромной прекрасной мечтой.
Мечтой для зрителя становилось и каждое появление актера на экране – например, в еще одной музыкальной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» он сыграл сразу пятерых разных персонажей. Многие сцены этого фильма получились в результате экспромта трех ведущих актеров – Андрея Миронова, Андрея Державина и Александра Ширвиндта.
Но, пожалуй, самой главной и необычной работой актера на студии «Ленфильм» стала роль журналиста Ханина в драме «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. В историю начальника уголовного розыска города Унчанска, Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни и его друзей, товарищей и знакомых, были внесены многочисленные поправки, отсняты дополнительные сцены, но у режиссера все-таки получился шедевр, который многие критики спустя годы признают едва ли не лучшим фильмом, снятым в Советском Союзе.
Никакого водевиля, никакой комедии и совершенно другой и непохожий на других своих «художественных персонажей» Андрей Миронов. Впрочем, даже в этом гениальном фильме его герой все так же остается мечтой – для актрисы местного провинциального театра.
Александр ДЬЯКОВ