27.09.09 в Саратовской газете опубликована статья "Дорога к дому длиной в детство"
Информацию о развитии событий можно получить у адвоката семей irinamo@yahoo.com
"В прессе и на телевидении нередко появляются репортажи и расследования о нелегкой судьбе рожденных в России детях, усыновленных иностранцами. Саратовский чиновник в борьбе за права детей превзошел многих. Правду говорят – заставь дурака богу молиться, он себе лоб расшибет. Больше дюжины детдомовцев, побывавших в Америке, могли бы найти новый дом за рубежом. Но, попробовав на себе бюрократическую машину российского государства, большинство заокеанских усыновителей отказались от задуманного. Вот уже 4 года две американские семьи не оставляют попыток усыновить троих брошенных родителями российских детей. И пока до победы еще далеко.
В 2005 г. группа саратовских детдомовцев вытащила счастливый билет. Путевка в США на 3 недели – шанс, который выпадает далеко не каждому домашнему ребенку.
По возвращении воспитанники госучреждений изменились. У них появилась надежда – поменять детдом на маму и папу, а в придачу стать гражданами США. Семьи, приютившие детей, обещали в скором времени усыновить их. По возвращении из путешествия минуло 4 года, но пока еще никто из ребят не сменил гражданство.
Володя П. Парню лихо утерли нос, о чем, совсем не стесняясь в выражениях, рассказывала в суде представитель детдома: «Ребенок находится у нас недавно, был переведен, потому что вел себя неадекватно, возомнил себя уже американцем». Страшно становится от того, что несбывшейся пока еще мечте завидуют не такие же живущие без родительского тепла и ласки воспитанники детдома, а призванные заботиться детях чиновники.
Что плохого в том, чтобы иметь папу – успешного вице-президента компании, любящую маму, сестру. Жить в большом доме в предместье. Может быть, 40-летние супруги А. – непозволительная роскошь для российского детдомовца? Они верят в то, что все трудности преодолимы, готовы нанять необходимых репетиторов и оплатить учебу в американском университете.
Семейство Б. тоже имеет немало достоинств. Только проблем и у второй семьи хватает. По заключению агентства, они могут стать усыновителями четверых детей. Но пока не могут получить и двоих – Олю Ф. и Дениса К. Дважды побывавшая в опеке на родине и дважды возвращавшаяся в детдом Оля даже слышать не хочет о российских опекунах. Только по закону она пока не может быть удочерена иностранцами. Суровый чиновничий отчет гласит, что девочка «не отстояла в положенный срок в федеральном банке данных». Мама девочки погибла, отец ее бросил, дважды покидали и опекуны. Единственным, кто не бросает подругу, остается мальчик Денис, с которым Оля вместе жила у четы Б. в Штатах.
Интересы усыновителей в России представляли два агентства, и в каждом случае усыновителей ждала неудача. У посредников просто отказывались принимать документы. Изрядно намучившись с русскими посредниками, семьи обратились к техасскому агентству, подготовившему пакет нужных документов. Вот только агентство из штата ковбоев не имеет аккредитации на территории России. Словом, минобраз области «беспокоится» о том, чтобы все интересы несовершеннолетнего соблюдались в полной мере. Для того чтобы использовать американское агентство, адвокатам американских семей пришлось дойти до Верховного суда.
За 4 года областными и районными чиновниками писано немало отчетов о невозможности усыновления. На этот раз основных аргументов два: подростковый возраст и отсутствие контакта американских семей и российских детей. Чиновники настаивают, что «налаженный контакт с детьми утерян». Общение при помощи современных средств связи, письма, посылки в расчет не берутся. Но есть и по-настоящему странный факт. Например, чета А. навещала Володю всего пару месяцев назад. Мальчик сам утверждает это. Представители органов опеки в один голос заявили: «Об этом контакте в деле сведений нет. Не важно, что ребенок это подтверждает, нужен запротоколированный акт!»
Аргументация обеих сторон сильная. Родные пенаты и язык против богатой жизни и образования в вузе, трудный возраст детей против 4-летнего терпения опекунов, утерянный контакт с ребенком против большого желания его возобновить.
Может, американцы и сами виноваты в том, что сначала доверились дилетантам, не сумевшим даже подать документы. Новому адвокату предстоит сделать еще немало. Вот только за державу все равно обидно. Приехать снова американцы собираются совсем скоро, и контакт наладится. Справки и акты о встречах с детьми донесут. Что дальше? Смогут они стать усыновителями? Прекрасно защищавшие свою позицию в суде чиновники ушли от ответа. В.С. заявила: «Мало ли какие еще обстоятельства появятся. Мы обязаны только проверять и контролировать».
По некоторым данным, Ольгу снова готовят к передаче в опеку вопреки ее желанию. Значит, права чиновник В.С.. Новые обстоятельства будут возникать перед усыновителями снова и снова.
Чего же ждут областные чиновники от заокеанских семей? Неужели взятку?
Источник - Саратовский взгляд: http://www.sarvzglyad.ru/?news_id=2563