Седельные тягачи VOLVO VNL 670 и Freightliner Columbia — «одноклассники» c колесной формулой 6х4 и мощностью двигателя под 500 л.с. История «покорения» Сибири началась у них одновременно — машины попали в наши суровые края в 2008 году транзитом через Санкт-Петербург. Перед этим техника изрядно потрудилась на благо американских транспортных компаний. А теперь продолжает «тягать» грузы в России: спидометры пятилетних тягачей перевалили за 1 000 000 километров, но, несмотря на интенсивную службу, а большинство сервисных работ подразумевают под собой исключительно замену масла.
Чем ближе подходишь — тем яснее понимаешь почему американские дальнобойщики предпочитают жить в кабине своих грузовиков — они огромны! Вольво встретил нас довольно хищным видом воздухозаборников, а надпись и изображение орла на его двери, оставшиеся как напоминание о родине, пояснили — в Америке машину эксплуатировали настоящие «ковбои».
Еще более солидным и основательным делают Вольво пластиковые обвесы, за которыми скрываются топливный бак и аккумуляторные батареи. У Фредлайнера таких «прибамбасов» нет — что не относится к недостаткам, а лишь к особенностям комплектации конкретного автомобиля. Закругленные и несколько нетипичные для грузовиков фары Фреда наводят на мысли о простом и веселом нраве грузовика.
Оба тягача соответствуют общей философии американских грузовиков «траков» — капотная компоновка, мощнейший двигатель и очень большой спальник. Однако на этом сходства и закачиваются: машины существенно отличаются по комплектации. На Вольво стоит двигатель Cummins ISX (русскую транскрипцию «Камминз» водители несколько переиначили на свой лад и превратили в «Каменец»). Его мощность — 500 л.с., объем — 15 литров. Коробка передач — 13-ти ступенчатая, вид управления — «механика» Eaton Fuller. Фредлайнер оснащен двигателем Detroit Diesel 60 с объемом 14 литров и мощностью 475 л.с. А еще Фред может похвастаться коробкой с продвинутой функцией SmartShift, которая избавляет водителя от необходимости без конца переключать передачи. Однако если он все-таки захочет вмешаться в работу «автомата» — рычаг располагается поблизости, на рулевой колонке справа. Переключать передачи вверх/вниз можно одним пальцем, при этом, даже не снимая руку с руля. Что касается 13-ти ступеней вольвовской коробки. На практике выше восьмой передачи включать приходится очень редко — так как разогнаться до американских скоростей по нашим дорогам невозможно — просто негде. Вольво — более тихая машина: по ощущениям при работающем двигателе в кабине этого тягача шумность практически нулевая. Хотя в целом мнения водителей об американских моторах разных марок сходятся. Так, за Detroit Diesel (DD) закрепилась слава простого и неприхотливого в обслуживании. Из плюсов — он менее капризный в условиях сибирских морозов; из минусов — заметно шумнее, чем его американские собратья. Cummins ISX определяют как наиболее экономно расходующий топливо, но более дорогой по сервисному обслуживанию. И самое неприятное — лютый мороз иногда оказывается сильнее его. Особых похвал удостоился двигатель марки Caterpillar (CAT), проходивший «вне конкурса». Но в ремонте CAT будет все же подороже, чем DD, а в обслуживании окажется на одной ступени с ISX. Его особое отличие заключается в том, что у CAT отсутствует система рециркуляции отработавших газов (EGR), которая в других ДВС иногда создает немало проблем. Еще на сервисе проходил диагностику Фредлайнер с двигателем Mersedes, судя по всему, тоже американской сборки. Для работников сервиса — эти двигатели уже не в диковинку, но покупатели все равно отдают предпочтение «большой американской тройке» — двигателям марок Cummins, Detroit Diesel и Caterpillar.
По техническим характеристикам средний расход у машин практически одинаковый — 35 — 40 литров на 100 км. Два почти 400-литровых топливных бака Фредлайнера обеспечивают путь без дозаправки в пределах 2 000 км. У Вольво — до того, как с расходом случилась досадная неприятность, этот показатель был еще выше — каждый из двух баков машины вмещает 568 литров солярки. Баки у обеих машин устроены по принципу сообщающихся сосудов и не требуют никаких манипуляций с переключением.
Подавляющее большинство американской техники поставляется в Россию с солидным пробегом, но это вовсе не означает, что машины попадают к нам «на последнем издыхании». Как раз наоборот — ресурс подержанных американских грузовиков, запчастей и комплектующих столь велик, что просчитать его в километрах или годах пока не представляется возможным. Выносливость, мощь и комфортные условия проживания восхищают!