В мастерской во имя Св. преп. Алипия Печерского завершена работа над двумя иконами с необычной историей. Образы Спаса Смоленского и Святого Николая Можайского являются списками с надвратных фресок Спасской и Никольской башен Московского Кремля. Фрески считались утраченными до 2010 года, когда, по инициативе Фонда Святого апостола Андрея Первозванного, они были обнаружены, раскрыты, а затем отреставрированы и освящены. Вся эта колоссальная (как по сложности, так и по духовной значимости) работа была проведена под руководством Фонда примерно за полгода. Теперь же, по заказу одного из крупнейших меценатов России, иконописцами мастерской во имя Св. преп. Алипия Печерского выполнены списки с данных фресок. Копийные иконы мастерской будут переданы Фонду Святого апостола Андрея Первозванного.
Данные иконы мастерской — копии уникальных фресок, об истории которых известно немало. Обе фрески — образ Спаса Смоленского на Спасской башне и образ Св. Николая Можайского на Никольской — относятся к XV-XVI векам. Спас Смоленский (Спас с припадающими) — образ, созданный в честь присоединения Смоленска к Московскому княжеству в 1514 году и помещенный над Фроловскими (ныне Спасскими) воротами Кремля. Икона неоднократно являла свою чудотворную силу в войнах — например, французским мародёрам не удалось похитить её драгоценный оклад в 1812 году. Не иначе как чудом и силой веры можно объяснить и то, что икона уцелела при советской власти. В 30-е годы XX века верующий реставратор мастерской Грабаря, вопреки указаниям властей, надёжно закрыл фреску металлической сеткой и бетоном. Поэтому, когда в 2010 году изображение было раскрыто, его сохранность составляла почти 80%. Реставраторы установили, что фреска неоднократно подновлялась — в настоящее время она раскрыта на красочном слое конца XVII — начала XVIII века. Данный образ Спаса — ростовое изображение Христа со склонившимися к его стопам Святыми старцами — Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Отсюда и другое название икон такого типа — «Спас с припадающими».
Судьба фрески, изображающей Святого Николая Чудотворца в наиболее древнем и почитаемом на Руси образе Николы Можайского, была не столь счастливой. Она считается даже более древней, чем образ на Спасской башне (конец XV века), но, очевидно, её реставрации в прежние века не уделялось много внимания. Раскрытый красочный слой донёс до нас следы средневековых пожаров, главной же проблемой были сильные повреждения от пуль и снарядов революционных боёв 1917 года. К счастью, графья (прорись, контурный набросок на штукатурке) сохранилась даже там, где сильно пострадал красочный слой, что облегчило труд реставраторов. Данное ростовое изображение Святого Николая Можайского на золотом фоне также известно как «Никола с градами». Николай Угодник изображён в епископском облачении, с поднятым мечом в правой руке и «градом» (условным изображением городских стен, обступающих церковь) — в левой.
Данные работы, созданные в мастерской для Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, — важный пример преемственности в иконописной традиции. Ещё более значим для православной культуры сам факт находок такого масштаба в Московском Кремле — это свидетельство плодотворнейшей работы по возрождению духовного наследия.