Традиционно второй квартал является самым непростым для российского ИТ-рынка. Но в этом году кризис внес коррективы как в ожидания, так и в результаты. Многие участники прогнозировали начало восстановления рынка, однако улучшения ситуации не произошло. Спрос во многих сегментах оказался даже ниже, чем в первом квартале. Участники рынка стали более прагматичны в прогнозах, где главным фактором на сегодня является неопределенность.
Чуть более полугода понадобилось рынку, чтобы переосмыслить роль ИТ. Избыточность ушла в прошлое, теперь выбор жестко определяется критерием достаточности. Это поняли как потребители, так и поставщики.
"Изменился подход покупателя - от некой безрассудной избыточности в развлекательной области к разумной достаточности, - комментирует Владимир Ландау, глава торговой сети "ПОЗИТРОНИКА". - Если раньше потребители принимали решения о покупке компьютерной и цифровой техники для личного пользования с учетом того, чтобы покрыть все свои финансовые возможности наилучшим качеством, т.е. выделяли бюджет на покупку максимально возможной конфигурации, и это была такая приятная избыточность, то сегодня они переходят к другому формату - формату разумной достаточности, ограничивая свой бюджет, не имея возможности кредитоваться. Покупатель выбирает изделие или группу изделий, максимально отвечающих его предпочтениям и не включающих в себя избыточных характеристик. Имиджевые составляющие в данный момент так или иначе теряют значение". Владимир Ландау также обращает внимание на то, что "больше всего пострадал, конечно, hi-end блок, продукты с заведомо избыточными характеристиками больше всего упали по спросу. Дальше - все, что связано с развлекательным блоком, опять же его избыточная часть. Для вещей среднего и низкого ценового диапазона характерно изменение величины среднего чека".
Корпоративный покупатель также отказывается от избыточности, его интересуют решения, которые обеспечивают эффективность здесь и сейчас. В первую очередь успешны те продукты, коммерческая польза которых наиболее очевидна. Приоритеты смещаются в область более дешевых систем.
"Из-за кризиса заказчики стали реалистами и прагматиками, и в этом его положительное значение, - обрисовывает ситуацию Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании EPAM Systems. - Более взвешенный и рациональный подход к внедрению ИТ можно назвать девизом сегодняшнего дня. Заказчики стали уделять больше внимания четкой постановке задач и тщательному контролю над ходом реализации проектов".
Помимо изменения поведения потребителей также стоит учитывать такой немаловажный фактор, как сокращения персонала у заказчиков. Увольнения повлекли за собой высвобождение персональной техники, а также распределенных вычислительных мощностей и каналов связи. Ряд организаций были вынуждены распродавать свободною старую, а зачастую и новую технику по ценам ниже рыночных.
Рынок начал ощущать изменения еще в четвертом квартале прошлого года, но тогда еще мало кто прогнозировал, что в 2009 году потребности в ИТ изменятся так сильно. В худшей ситуации в настоящее время оказались поставки оборудования и программного обеспечения, где, по оценке участников, спрос упал на 50-60% по отношению к прошлому году. В сегменте оборудования наибольшее падение пришлось на "коробочную" продукцию: ПК, ноутбуки, мониторы, ИБП, принтеры. По мнению одного из дистрибьюторов, падение по отношению к прошлому году в таких сегментах, как ноутбуки и мониторы, составило порядка 65% в деньгах и 45-50% - в натуральном выражении. Спрос во втором квартале был ниже, чем в первом. Но есть и положительные изменения - во втором квартале выросла средняя цена устройства. Это обусловлено тем, что в январе-марте многое продавалось практически по любой цене, а во втором квартале удалось подчистить склады.
Вместе с тем ряд российских производителей компьютерной техники смогли продемонстрировать результаты лучше рынка. "Лукавить незачем, - говорит Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании "Аквариус". - Окончательные итоги по 2-му кварталу только подводятся, но то, что объем бизнеса компании "Аквариус" в этот период упал - очевидно. Падение пока по ощущениям меньше, чем в среднем по рынку благодаря наличию у нас канала сбыта через дистрибьюторов".
Оборот компании STSS в долларовом исчислении упал примерно на 35%. Иван Гоголев, технический директор STSS, комментирует квартальные результаты своей компании так: "Я связываю это прежде всего с сокращением и даже прекращением большинством компаний-заказчиков инвестиций в развитие собственных ИТ-проектов. Основное направление нашей деятельности - производство и продажа серверного оборудования - сократилось в денежном выражении на 30%, в количественном - на 20-30%. Здесь спад на общем фоне меньшем, чем в направлении "чистых поставок".
В первом квартале 2009 года сокращение рынка hardcopy по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году составило в штучном выражении от более 40% в сегменте массовых МФУ и принтеров, копиров начального уровня, а в сегменте высокопроизводительные устройства до 60-70%, отмечают эксперты из EuroBusiness. По предварительной оценке, показатели во втором квартале не изменились.
Четко вырисовывается новая тенденция, невыгодная для производителей готовых систем, - жизненный цикл использования оборудования увеличивается. Вместо того, чтобы покупать новую технику, пользователи сейчас предпочитают ремонтировать и модернизировать имеющиеся аппаратные мощности. Это приводит к снижению спроса на готовые системы и дает определенные преимущества производителям комплектующих.
Так, к примеру, по итогам второго квартала 2009 года компания WD, один из ведущих производителей жестких дисков, продемонстрировала лишь 20-процентное снижение объемов продаж в России. По сравнению с показателями в целом по рынку такой результат можно считать положительным. Вместе с тем, Александр Алексеев, глава российского представительства WD, отмечает, что результаты связаны с рядом удачных продуктов, выпущенных WD в последнее время, например, цифрового медиаплеера WD TV, что позволило зайти в новую для компании нишу.
Есть и исключительные ситуации, когда производителям удалось продемонстрировать в 2009 году двойной прирост. Примером может служить компания ASRock, продажи которой на российском рынке выросли во втором квартале на 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой результат стал возможен, в частности, благодаря увеличению рыночной активности в 2008 году, а также привлечению к партнерству одной из крупнейших дистрибьюторских компаний MERLION.
Примечательно, что потребитель, несмотря на кризис, не перестал отказывать себе в маленьких удовольствиях: фотографировать, скачивать, копировать и общаться в социальных сетях. Объем цифрового контента в последние годы рос ошеломляющими темпами, кризис не смог скорректировать потребности в устройствах хранения информации до уровня других сегментов.
Это также подтверждают результаты компании Kingston Technology, чей доход от продаж в России снизился всего лишь примерно на 30% по сравнению с финансовыми показателями за первое полугодие 2008-го. При этом Кевин Ву, вице-президент Kingston Technology, подчеркивает, что результат большей частью связан не со спросом, а с каналом - рынком розничных продаж: "Большое количество ритейлеров покинуло этот бизнес, а многие крупные игроки по-прежнему ищут пути для выхода из непростой экономической ситуации".
К числу наименее пострадавших сегментов относятся поставки сетевого и телекоммуникационного оборудования. О положительной динамике во втором квартале 2009 года в частности говорят представители компании ZyXEL. Несмотря на кризис, потребители продолжают подключаться к интернету. При этом при выборе продуктов все большее значение приобретает "качество за умеренную стоимость". Наибольшим спросом пользуются устройства доступа к интернету и оборудование, обеспечивающее безопасность. Также отмечен рост интереса российских операторов к решениям для IPTV.
Аналогичный процесс отмечает и Дмитрий Танюхин, глава российского представительства компании Netgear. По его словам, "определяющими в сегменте поставки оборудования в условиях новой экономической реальности будут два фактора: соотношение качества продукции и ее цены и рост спроса на продукты, позволяющие потребителю сэкономить". Д. Танюхин также отмечает существенный рост спроса в секторе сетевых хранилищ, где за первые 6 месяцев этого года Netgear удалось достичь 73% роста продаж (в долларовом исчислении) по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.
О благоприятной ситуации в сегменте сетевого оборудования также говорит директор по развитию компании "Софт-Троник Нетворкинг" Вадим Бутузов: "Лучше среднего по ИТ-рынку выглядит ситуация с интернет-провайдерами, беспроводным оборудованием и всем, что используется для подключения к интернету. Здесь напрямую сказывается технический прогресс - скорость доступа растет, тарифы снижаются, - поэтому кризис лишь замедлил рост, но позитивная тенденция, тем более на фоне многих других отраслей, явно прослеживается".
Благополучно все складывается для поставщиков расходных материалов. Этот сегмент потребления связан, прежде всего, с эксплуатационными расходами, где, безусловно, возможна экономия, но не значительное сокращение. В компании EuroBusiness отмечают, что рынок расходных материалов также демонстрировал признаки выхода из пикирования. Остановился рост рублевых цен на импортируемые товары, и порой в некоторых подгруппах цены даже снижались. Была заметна правильная ценовая политика многих производителей, стремящихся сгладить влияние курса на стоимость товаров. Конец квартала ознаменовался ростом продаж картриджей для струйных и лазерных устройств печати, тонеров и барабанов для копиров.
ПО, как и сегмент оборудования, сократился в два раза. Это отмечает большинство участников. "Больше всего пострадали продажи программного обеспечения - почти на 60% по сравнению с прошлым годом", - говорит Вадим Лата, генеральный директор компании "Сетевая Лаборатория". Особенно тяжелый удар пришелся по продажам корпоративных лицензионных продуктов.
"Спрос со стороны частных пользователей на компьютерные программы и игры продолжает расти, - говорит Ирина Кузнецова, директор интернет-магазина Allsoft.ru, чей бизнес ориентирован в первую очередь на ритейл и СМБ. - В нашем случае это связано с увеличением числа интернет-пользователей, обладателей домашнего ПК и КПК, с улучшением качества интернет-доступа, распространением ШПД и домашних сетей в регионах РФ и другими факторами. По-разному растет спрос на различные категории программ, например, резко увеличивается он на навигационный софт. По-прежнему быстрыми темпами растут продажи антивирусов, которые остаются самой популярной категорией ПО в нашем каталоге. Спрос на графическое ПО растет только в любительском сегменте - дорогие профессиональные программы продаются плохо. Несколько уменьшился уровень спроса на ПО для мобильных устройств. Связано это с тем, что активная закупка софта для устройства происходит сразу после его приобретения, а продажи мобильных телефонов и коммуникаторов сильно упали. Корпоративные клиенты сокращают свои расходы, в том числе и на лицензионное ПО, в результате в данном сегменте мы сейчас наблюдаем стагнацию. На эту ситуацию накладывается традиционный сезонный спад. Разработчики ПО пытаются оживить рынок, выпуская все новые специальные предложения, снижают цены. Многие из подобных акций оказываются эффективными и помогают поддерживать уровень продаж".
Достаточно стабильная ситуация наблюдается сейчас на рынке информационной безопасности. Шахназа Салманова, директор по маркетингу компании Aladdin, отмечает, что "динамика спроса на рынке ИБ не показывает резкого негативного тренда". При этом "спрос на средства аутентификации и защиты доступа к информационным ресурсам по-прежнему достаточно высок". По словам Виктора Сердюка, генерального директора компании "ДиалогНаука", "финансовый кризис оказал негативное виляние на российский рынок информационной безопасности. В целом можно говорить о снижении продаж коробочных продуктов, а также о падении розничных продаж. Вместе с тем, можно с уверенностью говорить о значительном росте спроса на консалтинговые услуги в области системной интеграции". Виктор Сердюк также отмечает, что во втором квартале 2009 года прирост выручки его компании составил чуть более 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Оценки клиентской составляющей рынка оказались очень волатильными. Исключение составляет ритейл. Большинство участников подчеркивают, что во втором квартале это был наиболее пострадавший сегмент, причем ситуация будет только ухудшаться.
Подробнее о результатах опроса: http://www.astera.ru/news/?id=70525
Маргарита Керманн
PR-manager
PR@astera.ru
www.astera.ru