В коллекции Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН находится уникальный экспонат — незаконченное последнее императорское яйцо, создававшееся на фирме Фаберже к Пасхе 1917 года.
История его подробно отражена в статьях Т.Н.Мунтян1 и М.Б.Чистяковой2. Детективные сюжеты, закручивающиеся вокруг современной истории яйца, описаны в статьях Т.М.Белоусовой3.
Главный художник фирмы Фаберже Ф.П.Бирбаум в 1922 году писал: «…яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…»
В Минералогическом музее императорское яйцо оказалось в 1925 году, когда А.К.Фаберже перед бегством за границу передал А.Е.Ферсману ряд изделий своей фирмы, в том числе и разобранную композицию из двух половинок темно-синего стеклянного яйца и подставки в виде полупрозрачного облака с матовой поверхностью, вырезанного из горного хрусталя. Нижняя половинка яйца заметно вытянута, тогда как верхняя по форме является практически идеальной полусферой. В последнее время это пасхальное яйцо описывают под именем «Цесаревич Алексей».
На кобальтовом стекле верхней половины яйца выгравированы символические изображения созвездий, показаны их основные звезды. Наряду с ними здесь изображены и другие небесные тела. «Звезды» представляют собой углубления (по большей части заполненные мастикой) с пятью-восемью (чаще шестью) отходящими «лучами». Диаметр углублений 1–2,5 мм, в некоторых из них находятся мелкие алмазы («искры»), которые и должны были изображать звезды. Есть одно более крупное углубление, вокруг которого «лучи» не вырезаны, его диаметр около 4 мм. При сравнении со звездными атласами становится ясно, что стеклянная полусфера, несмотря на небольшой размер (радиус около 37 мм), представляет собой вполне точную модель части небесной сферы.
Сопоставление символических изображений созвездий с их изображениями в различных звездных атласах показало, что графическая основа изображений на стеклянной полусфере наиболее близка к изображениям созвездий, помещенным в первом русском атласе звездного неба, изданном почетным членом Императорской Академии наук Корнелием Рейссигом (1781–1860). Этот атлас, озаглавленный «Созвездия, представленные на ХХХ таблицах, с описанием оных и руководством к удобному их отысканию на небе…», был издан в Санкт-Петербурге в 1829 году. «При составлении сих чертежей принял я за основание небесный Атлас Боде, сохранив весь порядок оного, выключая малых некоторых изменений…» — пишет в Предуведомлении атласа Рейссиг.
В свою очередь изображения созвездий в «Уранографии» Боде (она опубликована в 1801 году) во многом повторяют изображения в более ранних атласах Джона Флемстида (1725) и Яна Гевелия (1690).
Впрочем, исходной картиной для гравировок на пасхальном яйце был не сам атлас Рейссига. Набор созвездий на стеклянной полусфере, как выяснилось, отвечает не началу XX века, когда создавалось яйцо, и не 20-м годам XIX века, когда был издан атлас.
В долгой истории астрономии небесные границы между созвездиями, как и между странами, менялись, некоторые созвездия возникали и пропадали. Отражение этих изменений в атласах разного времени, история ныне «устаревших» созвездий, могут связать художественные отображения небесного свода со временем, в которое они были созданы.
Мастер фирмы Фаберже с большой тщательностью, до мелких деталей воспроизвел символические изображения созвездий и их взаимное расположение. Присутствие на той части «небосвода», которая изображена на пасхальном яйце, таких созвездий, как Северный Олень (Rangifer Tarandus), Цербер и Ветвь Яблони (Cerberus Ramus), при отсутствии созвездий Страж Урожая (CustosMessium), Стенной Квадрант (Quadrans Muralis), «Большой Телескоп Гершеля» (Telescopium Herschelii Major), ограничивает возможный период создания графической основы изображений созвездий 40–80-ми годами XVIII века.
Главное же отличие картины небесного свода на стеклянной полусфере от изображения небесной сферы в звездных атласах (по крайней мере, с XVIII века) — зеркальность отображения созвездий по отношению к картине, наблюдаемой в реальности.
Следовательно, можно предположить, что графической основой изображений на верхней полусфере яйца «Цесаревич Алексей» был небесный глобус с созвездиями, список и вид которых соответствовали положению, сложившемуся в уранографии (изобразительной астрономии) между 40–70-ми годами XVIII века. Не обязательно этот глобус был сделан именно в XVIII веке, возможно, это была более поздняя копия.
Расположение и относительная яркость «звезд» на полусфере достаточно условны. Мастер пытался отобразить некоторые наиболее значимые (Полярная) и яркие звезды, расположенные в изображенной области небесной сферы (Арктур, Вега, Денеб, Капелла, Процион, Антарес, Кастор, Поллукс, Альдебаран, Спика), чуть более крупными углублениями — около 1,5 мм (то есть здесь предполагались более крупные бриллианты). Остальным звездам соответствуют практически одинаковые углубления диаметром около 1 мм. Такого же размера углубления есть и в пределах созвездий, где видимые глазом звезды практически отсутствуют. Небольшие созвездия символически отмечены двумя-тремя звездами.
Впрочем, при столь малой величине «небесного свода» условность эта вполне объяснима.
Понятно, что основной задачей здесь было создание визуального эффекта «неба в алмазах».
Однако в том, что касается расположения здесь небесных тел, которые в представлении астрологов отвечают за человеческие судьбы, всякая условность отступает.
Прежде всего следовало разобраться, почему на пасхальном яйце изображена именно выбранная часть небесной сферы. При копировании естественным было бы прямо перенести изображения с полусферы звездного глобуса на полусферу пасхального яйца. Но расположение созвездий на стеклянной полусфере вовсе не совпадает с звездной полусферой, выделяемой по типичной для глобусов экваториальной системой небесных координат. Центральная точка стеклянной полусферы не соответствует Полярной звезде — она расположена в «ковше» Большой Медведицы.
Воспользовавшись подсказкой Бирбаума — на яйце «инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник», — введем сведения о том, когда и где родился наследник российского престола в компьютерную программу, моделирующую вид звездного неба. Время — 11 часов 15 минут (известно из дневников Николая II, время по Гринвичу), 12 августа (григорианский календарь), 1904 год, место — Петергоф (координаты практически тождественны координатам Санкт-Петербурга). Enter.
Что мы видим? На стеклянной полусфере изображены именно те созвездия, которые находятся в Петергофе над горизонтом в момент рождения цесаревича Алексея. Картина, конечно, теоретическая — Алексей родился около полудня, когда о наблюдении звезд речь не идет.
Моделирование помогает разобраться и с более крупными углублениями на полусфере. Самое крупное из них, несомненно, соответствует расположению Солнца на 12 августа, когда оно первые сутки находится в созвездии Льва.
В границах зодиакальных созвездий есть еще четыре крупных, окруженных «лучами» углубления, диаметром около 2,5 мм. При взгляде на рассчитанную на момент рождения цесаревича звездную карту видно, что они с большой точностью соответствуют расположению планет на тот момент. Слева от Солнца практически совпадает по расположению с Регулом (a Льва) Венера.
Примерно в 10 градусах левее Венеры, также в созвездии Льва, находится Меркурий. Справа от Солнца, на границе Рака и Близнецов, расположен Марс. Точка в созвездии Близнецов, заметно превосходящая по крупности углубления, отвечающие самым ярким звездам созвездия Кастору и Поллуксу, может соответствовать только планете Нептун.
Нет сомнения, что мастер дополнил бы этот «парад планет» и планетой Плутон, находившейся в расчетное время над горизонтом в созвездии Ориона, да только откроют ее лишь через 13 лет после попытки создать астрономическое пасхальное яйцо.
Важные для астрологических прогнозов планеты Юпитер и Сатурн на полусферу не попали, так как на расчетный момент находились ниже линии горизонта, соответственно — в Рыбах и Козероге.
В «парад планет» включена и Луна, возраст которой после новолуния к 13.15 времени Санкт-Петербурга не превышает одних суток. На полусфере Луну удалось отыскать не сразу. Это серпик чуть больше 3 мм, как и положено, выпуклостью направленный к Солнцу.
Можно предположить, что символические изображения планет на пасхальном яйце, в отличие от бриллиантовых звезд, должны были представлять другие самоцветы, индивидуальные для каждого небесного тела, подобранные согласно с астрологическим представлением о соответствии камней и планет. Лунный серп, скорее всего, должна была подчеркнуть вставка из металла (золото или, что вероятнее, серебро — металл Луны в алхимической традиции).
К началу XX века до России докатилась волна интереса к оккультизму, пришедшая из Европы и США, все более популярной становится астрология, печатается множество связанных с ней книг. Основным изданием, пропагандирующим и популяризирующим астрологию, стал журнал «Изида», который выходил в 1909–1916 годах в Санкт-Петербурге.
Оккультизм и мистицизм были свойственны и царской семье. К Николаю II и Александре Федоровне в первые годы нового века оказались близки и известный французский спирит Папюс, и другой французский хиромант-ясновидец Филипп (Александра Федоровна в письме от 14 декабря 1916 года вспоминает его как «нашего друга месье Филиппа»).
Наверняка не избежала царская семья и увлечения астрологией.
Точнейшее воспроизведение на пасхальном яйце небесной сферы говорит о том, что оно должно было стать «натальной картой» цесаревича. Кроме труда и искусства камнерезов и ювелиров важно отметить большой вклад астрономов по расчету расположения небесных тел на момент рождения Алексея. На эскизе Карла Фаберже яйцо 1917 года имеет сферическую форму, что говорит об изначальном его предназначении для отображения всей небесной сферы. Позднее эта идея была гармонично объединена с пасхальной традицией, и «небесный свод» стал верхней частью пасхального яйца.
Трудно сказать, что именно астрологи того времени предвещали на Пасху 1917 года наследнику престола, расстрелянному со всей семьей всего 15 месяцев спустя. Но все равно волшебный свод «небесного» яйца вобрал в себя искусство ювелиров фирмы Фаберже, надежды и трагедию царской семьи, историю величия и крушения Российской империи.