Член президиума генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров ГК «РУСКОМПОЗИТ» Сергей Фахретдинов выступил с докладом, в котором обозначил пять основных проблем рынка закупок для государственных нужд и предложил методы их решения.
- Задержки с формированием совещательных органов по общественному аудиту эффективности проводимых закупок. Из 664 акционерных обществ, которым были направлены соответствующие Правительственные директивы, лишь 40 создали такие органы и всего 10 разработали программы партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства. Для улучшения координации этой работы предлагается совместно с создаваемым сейчас акционерным обществом – единым институтом развития малого и среднего предпринимательства в РФ – сформировать Координационный совет. В его состав должны войти представители интересов государства в советах директоров крупнейших государственных корпораций, Минэкономразвития России, Росимущества, «Деловой России» и других объединений предпринимательского сообщества.
- Качественный состав совещательных органов по общественному аудиту эффективности закупок. Большинство из них состоит из работников структурных подразделений самой компании и аффилированных структур. Так, например, в ОАО «Объединенная зерновая компания» из 10 членов совещательного органа лишь один не работает в структуре компании. Кардинально решить этот вопрос может разработка и принятие Правительством нормативного акта, определяющего норму представительства членов совещательных органов, выдвинутых независимыми от заказчика объединениями предпринимателей и отраслевыми организациями в количестве не менее 50% от общего численного состава совещательного органа.
- Отсутствие реестра профессиональных поставщиков. Сейчас у крупного бизнеса нет необходимого объема информации о потенциальных поставщиках продукции, являющихся субъектами МСП, причем по всем аспектам их деятельности. До 1 октября 2015 года в соответствии с Поручением Президента России, Правительству поручено сформировать единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. «Деловая Россия» и рабочая группа АСИ уже выполнили большую подготовительную работу в этом направлении – были проведены переговоры с крупнейшими заказчиками, собраны и учтены предложения от объединений предпринимателей. Непосредственным исполнителем, отвечающим за ведение такого реестра, может выступить некоммерческая организация, созданная АО совместно с «Деловой Россией», крупнейшими объединениями предпринимательского сообщества, Минэкономразвития России, ФНС России и Росреестром.
- Отсутствие обратной связи. Информации о реализации в госкомпаниях мер по расширению доступа субъектов МСП к закупкам крайне мало. Поэтому мы считаем необходимым, объединив усилия «Деловой России» и других предпринимательских сообществ, создать Реестр профессиональных общественных экспертов для выдвижения в качестве независимых директоров и членов контрольно-ревизионных комиссий в составы советов директоров и контрольно-ревизионных комиссий государственных корпораций. В их задачи будет входить сбор и анализ информации внутри компании о проводимых мероприятиях по повышению уровня конкуренции и прозрачности закупочных процедур. Такие независимые директора и члены КРК будут защищены авторитетом «Деловой России» от давления со стороны менеджмента госкомпаний.
- Отсутствие механизма внедрения инноваций. Нами разработан план первоочередных действий по снятию административных барьеров, препятствующих внедрению инновационных решений. Он предполагает внесение изменений в ряд нормативных актов и Постановлений Правительства, Приказов Ростехрегулирования и Главгосэкспертизы. Также создано типовое положение о порядке и правилах внедрения инновационных решений в качестве методического пособия госкомпаниям в разработке их собственных положений.
Годовой потенциальный объем рынка закупок для государственных нужд в Российской Федерации (с учетом государственных компаний) составляет около 15 триллионов рублей.
Скорейшая реализация пяти вышеперечисленных пунктов существенно расширит доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний и госзаказу, повысит эффективность государственных программ и проектов.