В 2006 году, на чемпионате мира по футболу, перед самым четверть финалом, голкипер Йенс Леман внимательно изучал измятые листки бумаги с рукописным текстом. Голкипер хотел понять тактику сборной Аргентины.
По прошествии 8-ми лет, пути сборных Германии и Аргентины снова пересеклись на Чемпионате в Бразилии. Только на этот раз у немецкой команды был в рукаве козырь существеннее измятого листа бумаги.
Футбольная Ассоциация Германии совместно с крупным разработчиком SAP разработала специальное приложение Match Insights. Данный софт позволяет проводить анализ больших специализированых данных: детальных сведений о поведении футболистов во время футбольного матча. Сбор информации ведется с множества видеокамер на территории стадиона.
На основании полученных сведений приложение моделирует визуализацию сыгранного матча и строит соответствующие ей графики. Все тренеры и игроки сборной получают доступ к информации о сыгранном матче, а также возможность выполнить анализ разнообразных ситуаций, которые возникали на поле. Данный метод позволяет не только тщательно изучить привычки игроков команды-противника, но и разработать различные ответные ходы.
Футбольное поле имеет разметку виртуальной сетки, а каждый из игроков - уникальный идентификатор, что дает возможность слежения за за всеми событиями на поле. Также происходит регистрация всех характеристик игроков: от примерного времени владения и количества касаний мяча, до пройденного расстояния и средней скорости бега.
Рост скорости передач мяча игроками было ключевой задачей в работе по подготовке немецкой сборной по футболу к Чемпионату мира в 2014 году. Следует отметить, что с задачей справились на отлично! Система Match Insights позволила снизить среднее время владения мячом с 3,4 до 1,1 секунды. Менеджер сборной Германии, Оливер Бирхоф, очень доволен результатом: система регистрирует до 7 миллионов микрособытий, которые в дальнейшем можно анализировать, на основе 10 минут владения 3 мячами 10 игроками.
Помимо сбора данных о поведении футболистов на поле, программный комплекс Match Insights создает цифровое досье на каждого игрока, позволяя выявить сильные и слабые стороны соперников, а также определить их привычки.
Хотя приложение все еще находится в виде beta-версии, яркий триумф сборной Германии позволяет делать определенные выводы об эффективности этого аналитического инструмента. Компания SAP планирует коммерческое распространение данного продукта среди крупных футбольных клубов. В последующих версиях разработчики планируют анализировать не только данные матча, но и показатели психологии и медицины игроков, а также данные тренировок. Дополнительные сведения помогут добиться большей эффективности приложения и получать расширенные и более точные сведения.
Справедливости ради следует отметить, что сборная Германии далеко не первая, кто начал применил средства анализа данных. Футбольный клуб Chelsea также довольно успешно использует анализ больших данных выбирая игроков в основной состав, при поиске новых талантливых футболистов, оценивая KPI, и строя программу тренировок. Клуб не использует столь дорогостоящее оборудование как это делает сборная Германии, тем не менее и тех средств, которые они используют хватает для получения важной информации. Например силами отдела анализа клуба был разрушен миф о том, что идеальным средним возрастом игроков команды является 27 лет. Тщательный анализ доказал эффективность футбольного клуба Милана, (который между прочим стал чемпионом) где средний возраст игроков команды составлял 31 год.
По информации полученной от исполнительного директора Майка Форда (футбольный клуб Chelsea), 80% дохода клуб тратит всего на 3% сотрудников — футболистов и в таких обстоятельствах требуется грамотно управлять бюджетом, что без опоры на данные эффективности невозможно.