Но какие компетенции наиболее востребованы работодателями? Об этом рассказали профессор Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) Константин Киуру и заведующая кафедрой «Связи с общественностью» Института международных связей (ИМС) Ольга Попова, которые подвели результаты исследования «Ключевые компетенции выпускника по направлению «Связи с общественностью и реклама», которое проводилось Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО). Опрос был проведён весной 2009 года с целью выявить приоритетные и наиболее конкурентоспособные компетенции выпускника в различных сферах деятельности, а также определить, насколько устраивает работодателей уровень подготовки будущих специалистов по связям с общественностью в вузах. В опросе приняли участие 108 экспертов из 20 крупнейших городов России: директора, начальники отделов по связям с общественностью, PR-специалисты, пресс-секретари, заведующие профильными кафедрами.
На первое место 70% респондентов поставили такие компетенции, как умение составлять различные виды PR- и рекламных текстов, знание основ проектной деятельности, личностные качества, навыки работы с персональным компьютером.
Второе место 60% опрошенных отдали способности к комплексному и ситуационному анализу процессов, а также умению принимать решения в условиях риска и изменений.
Наименее необходимыми навыками работодатели считают знание нормативно-правовых документов, документооборота, опыт работы с мультимедийными материалами. А больше всего нареканий вызвали неспособность выпускников составлять письменные и устные тексты, проектировать и анализировать.
Однако в период финансовой нестабильности трудности испытывают не только специалисты, но и вузы - особенно те, которые относятся к коммерческому сегменту. «Снижение финансирования коммуникационной деятельности в результате экономического кризиса приводит к уменьшению числа абитуриентов», - считает доцент Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им А.И. Герцена Елена Каверина. По ее мнению, именно сейчас, в условиях перемен и жесточайшей конкуренции на рынке образовательных услуг, необходимо активизировать взаимодействие с внешними и внутренними аудиториями.
Среди факторов, определяющих специфику коммуникационной деятельности в сфере образования, Е. Каверина называет высокую социальную значимость, уровень корпоративной социальной ответственности, степень государственного регулирования сферы образования. А наиболее эффективные технологии, позволяющие удержаться «на плаву» - прямой и событийный маркетинг, интернет-продвижение, взаимодействие со СМИ. Реклама занимает в этом списке последнее место и рекомендована к использованию лишь в совокупности с иными инструментами продвижения.
Яркие примеры креативного взаимодействия с группами внешней общественности и, прежде всего, с абитуриентами, были продемонстрированы в сообщении ректора МХПИ Алексея Егорова и доцента ГУ-ВШЭ Ирины Огарь, которая обратила внимание аудитории на такой мощный имиджевый ресурс современной высшей школы, как союзы выпускников.
В целом, разговор о технологиях продвижения российского PR-образования оказался продуктивным и перспективным. Российское PR-образование в эпоху перемен и во время кризиса способно доказать перспективность своего развития, активно и креативно используя известный традиционный инструментарий. Разговор о проблемах продвижения образования, вуза будет продолжен как в рамках Baltic PR-Weekend’а, так и на конференции в СПбГУ в ноябре 2009 г.