По наличию и открытости регионами-лидерами являются Мурманская, Пензенская, Астраханская, Кемеровская, Курганская, Тамбовская и Ленинградская области, Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округи, а также Камчатский край и Республика Карелия. В данных регионах антикоррупционные меры принимаются в наиболее полном объеме и носят, как правило, открытый характер.
В 21 регионе были также предприняты значительные антикоррупционные действия, открытые для общества. В 30 регионах принимались лишь отдельные меры по противодействию коррупции, часто носящие кулуарный характер. Остальные 20 регионов ограничились максимум на одном мероприятии, и их антикоррупционная политика получила наименьшее развитие. Такие регионы как Алтайский край, Еврейская автономная область, Карачаево-Черкесская Республика, Ненецкий автономный округ, Чеченская Республика на момент проведения мониторинга не применили ни одной из исследуемых антикоррупционных мер.
По качеству антикоррупционной политики регионами-лидерами являются Мурманская область, Республика Карелия, Чувашская Республика, Тюменская область, Брянская область. Несмотря на то, что данные регионы отнеслись к противодействию коррупции наиболее ответственно, не все предпринятые ими мероприятия характеризуются высоким качеством.
С другой стороны, более 20 регионов вообще не придают антикоррупционной политике особого значения, в том числе Кировская область, г. Москва, Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Республика Адыгея.
- Качество региональной антикоррупционной политики может быть значительно повышено, например, в аспектах публичности ее проведения, запрета на принятие коррупциогенных нормативных правовых актов, публикации результатов антикоррупционной экспертизы, внедрения механизмов повышения качества антикоррупционной политики, и, что важнее всего, применения стратегического подхода, предполагающего учет реакции групп специальных интересов, - говорит руководитель направления НИСИПП Николай Смирнов.
По мнению эксперта, качественная антикоррупционная политика предполагает: Действенность – дифференцированный подход к коррупции и снижение ее уровня; Реализуемость – учет противодействия групп давления и принятие ответных политических и экономических мер; Эффективность – опора на гражданское общество и повышение эффективности социально-экономических институтов.
С предварительной версией данного мониторинга Вы можете ознакомиться на сайте www.nisse.ru Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Мы будем благодарны Вам за замечания, комментарии и предложения и обязательно учтем их при подготовке окончательной версии.