Институты омбудсменов по правам человека существуют давно, но в финансовой сфере эта должность впервые появилась лишь в 1992 году в Германии по инициативе Союза немецких банков. После этого немецкий опыт переняли практически все страны с развитой экономикой.
Фактически его можно назвать примирителем между физическими лицами и финансовыми учреждениями в спорных ситуациях. Для того, чтобы омбудсмен рассмотрел ту или иную ситуацию, заявление об этом, как и необходимые для введения в курс дела документы, может подать только физическое лицо. Сумма спора не может превышать 300 тыс. рублей, а сам конфликт на момент обращения не может быть доведен до суда - все споры финомбудсмен решает во внесудебном порядке.
Организации, официально сотрудничающие с институтом финансового омбудсмена, априори должны подчиниться его решению и не могут его обжаловать. Если же какой-то банк или другое финансовое учреждение не входит в систему омбудсмена, последний может ограничиться только письменным обращением, предлагающим урегулировать спор мирно, но решение остается за адресатом. Физическое лицо в любом случае имеет право обжаловать решение в суде. Между тем, в 80% случаев обращавшиеся к финомбудсмену решают вопрос во внесудебном порядке.
Омбудсмен как независимое публичное должностное лицо кроме проведения консультаций по обращениям всячески культивирует в обществе финансовую и юридическую грамотность.
Среди ситуаций, которые рассматривает омбудсмен - кредитные и страховые споры, актуальные после кризиса проблемы пайщиков в долевом строительстве, финансовые пирамиды, деятельность ломбардов и кредитных кооперативов. Но все-таки главными "спорщиками" для него являются финансовые организации, требующие возврата кредита у людей, попавших в затруднительную жизненную ситуацию.
На сегодняшний день с финансовым омбудсменом в России официально работает почти два десятка финансовых структур, еще около сотни делают это без формального соглашения. Не так давно к официальной структуре присоединились первые микрофинансовые организации: компании "Домашние деньги" и "Финотдел".
Кроме репутационного вклада в имидж микрофинансовых организаций соглашение с финансовым омбудсменом позволяет повышать финансовую и юридическую грамотность клиентов. Ожидается, что это станет примером для других МФО, что в результате положительно скажется на прозрачности и эффективности всего рынка микрофинансирования в целом.
Татьяна Юрина, генеральный директор ОАО "Финотдел".