Также как и в реальной жизни, различие культур было заметно и в стиле докладов спикеров из России и Германии: четко структурированные методы и инструменты с немецкой стороны и живые, эмоциональные доклады специалистов из России.
В то же время многими докладчиками из Германии упоминался очень наивный подход многих немецких фирм при выходе на российский рынок. При всей профессиональности и структуре в Германии был отмечен зачастую совсем непродуманный подход к бизнесу в России. Были упомянуты частое отсутствие долгосрочной стратегии позиционирования, ведение бизнеса с первым попавшимся партнером и недопонимание техник ведения персонала в России. Но в целом, возможности для германского бизнеса в России оценены очень положительно на примере более 6 тыс. немецких предприятий в России.
Также обсуждались возможности для российского бизнеса в Западной Европе. Германию представили как окно для выхода российских фирм на европейский рынок. В настоящее время среди фирм, представляющих российский бизнес в Германии, доминируют приобретение высокотехнологичного производства в Германии и имиджевые проекты российских компаний для приобретения знака Made in Germany. Но приводились и позитивные примеры российских продуктов и в других областях, например FMCG или IT. Российским участникам также были показаны возможности и особенности организации бизнеса в Германии, для которого даже не обязательно присутствие в стране.
Все участники отметили высокий уровень организации конференции, превосходную возможность для международного обмена опытом и налаживания контактов с зарубежными партнерами. Как прокомментировал один из участников с немецкой стороны, «… после конференции я вышел с намного более позитивным представлением о России и российских специалистах, чем до этого». Это высказывание подтверждает общий позитивный настрой во время конференции на пути развития отношений и успешного бизнеса между Россией и Германией. Также представители малого и среднего бизнеса особенно подчеркнули важность проведения таких мероприятий, которые нацелены не только на концерны и представителей власти, а поддерживают предпринимателей при развитии международного бизнеса.
В связи с успехом проведения первой конференции и многочисленными просьбами о возможном повторении со стороны участников, планируется организация SUMMEX в Москве осенью 2012 года. Контакт по вопросам участия и возможного сотрудничества при подготовке конференции:
Екатерина Кускова
e.kuskova@marketing-complete.com