РКСС занимается созданием комплексных автоматизированных систем управления безопасностью (КАСУБ) в интересах муниципальных образований, регионов и промышленных предприятий. Все объекты, которые окружают нас в повседневной жизни, – это часть единого целого, поэтому необходимо следить за их безопасностью в комплексе. Мы используем подход, который называем «онтологическая модель»: перед началом проекта строим модель, например, муниципального образования и раскладываем ее на составляющие объекты и субъекты деятельности, отношения между ними, стоящие задачи по месту и времени. Таким образом, мы структурируем заданную предметную область. На основании этой структуризации разрабатывается язык информационного взаимодействия между объектами и субъектами деятельности, который в дальнейшем ложится в основу написания на нем регламентов и организации взаимодействия, без которых приступать к разработке комплексных систем безопасности очень сложно. Технические задания на создание отдельных блоков КАСУБ мы также пишем с использованием разработанного языка.
А почему модель называется «онтологическая»?
Название нашей системы подчеркивает, что мы уделяем внимание не только физической безопасности объектов или территорий, но и информационной, технологической и даже природной. При этом РКСС ассоциирует безопасность с непрерывностью деятельности или бизнеса. Мы всегда рассматриваем нашего заказчика в целом, как бизнес-единицу, и при помощи современных технологий, таких, к примеру, как онтологическое моделирование, изучаем его бизнес-модель. Такое структурное рассмотрение объекта упрощает выявление его уязвимых мест: мы сразу видим, что потеряет заказчик, если произойдут какие-либо нежелательные события, и оцениваем адекватность мер защиты и их стоимость. Наряду с созданием систем КАСУБ компания производит и разрабатывает в России телекоммуникационное оборудование в области ИБ. Так, в 2011 году РКСС совместно с американской компанией
В каких проектах РКСС на российском рынке уже нашлось применение для КАСУБ?
Мы работаем над несколькими проектами с использованием КАСУБ, в том числе в интересах энергетических объектов на юге страны, где обеспечиваем безопасность электроподстанций. Обслуживание нескольких десятков электроподстанций предполагает мониторинг обстановки и предложение службе безопасности вариантов адекватного реагирования в случае актов незаконного вмешательства или террористических атак. РКСС делает все необходимое, чтобы в случае террористического нападения или техногенной катастрофы силы и средства аварийно-спасательных формирований вовремя получили необходимые сообщения и оперативно прибыли на обслуживаемый ими объект. Кроме того, мы участвуем в создании системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности (СКОБЖ) для Краснодарского края и комплексной автоматизированной системы «Безопасный город» для Красноярского края.
Принимает ли РКСС участие в построении систем безопасности на олимпийских объектах в Сочи?
Организации, которые будут отвечать за обеспечение безопасности проведения Олимпиады, должны позаботиться не только о том, как защитить сами олимпийские объекты, но и территорию вокруг них с учетом прибывающего транспорта, волонтеров и гостей. Важная задача при проведении мероприятий подобного масштаба – наладить взаимодействие силовых и логистических структур. Необходимо заблаговременно получать информацию о том, кто прибудет на эту территорию, в каком количестве и в каком качестве. Главное в таком проекте – комплексный системный подход.
Какие из программ в сфере безопасности, реализованных за последние несколько лет в России, вы считаете наиболее эффективными?
Мне нравится то, что происходит в Татарстане. Внедренная там межведомственная электронная система документооборота – это достойное решение. Если же говорить о проектах РКСС, то можно отметить создание сенсорной сети и сети передачи данных для местных органов самоуправления Красноярска.
Мало построить муниципальную сеть передачи данных – ее надо правильно эксплуатировать и обслуживать. Кто, с вашей точки зрения, должен этим заниматься?
Можно строить общую сеть за государственный счет, а потом переходить к государственно-частному партнерству и отдавать ее в эксплуатацию предприятию, которое возьмет на себя обязательства по обслуживанию и будет платить за то, чтобы использовать ее в коммерческих целях. Например, за рубежом государство строит дорогостоящие объекты, а потом отдает их в эксплуатацию частным структурам с обязательным условием своевременного возврата вложенных средств в бюджет муниципалитета.
В начале этого года появилась информация, что РКСС намерена продвигать свои решения и комплексный подход к безопасности на зарубежные рынки, в частности Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. На какой стадии находятся эти проекты?
Проекты в Латинской Америке пока на стадии переговоров, а вот в Африке уже полным ходом идет работа – мы создаем там ситуационные центры для автоматизации деятельности государственных структур. Кроме того, достаточно успешно работаем в странах СНГ. Нашими заказчиками за рубежом выступают преимущественно госструктуры.
При проектировании КАСУБ, как мне известно, в нее закладывались все требования по соблюдению российского законодательства в области обеспечения безопасности. Насколько значительной доработки требует эта система при ее внедрении в других странах?
За рубежом работа имеет свои особенности, но в целом ситуационный подход не связан с границами. В КАСУБ отдельные блоки могут быть построены иначе, чем в России, но в целом, повторяю, архитектура решения одинаковая.
С какими сложностями приходится сталкиваться РКСС при реализации зарубежных проектов?
Сложности при работе с зарубежными заказчиками возникают чаще всего из-за финансовых аспектов, таких, в частности, как предоставление со стороны исполнителя целевых льготных кредитов клиентам для реализации проектов. Пока мы не в полной мере по сравнению с зарубежными конкурентами освоили эту тему. Например, у нас был в проработке очень большой проект, который потребовал больших усилий на начальном этапе. Но у нас не оказалось достаточно ресурсов для перехода к следующим этапам, и в итоге проект перехватила зарубежная компания.
Что означает для РКСС вступление России в ВТО?
Это обстоятельство несколько упростит нашу работу, поскольку мы намерены продолжать использовать в своих системах наиболее качественные продукты, которые есть у производителей за рубежом, добавляя к ним сертификацию и выстраивая тесное сотрудничество с вендорами для производства доверенного оборудования. Иными словами, мы просто выбираем лучшее путем тщательного анализа всех доступных на рынке продуктов в нашей исследовательской лаборатории.
Контакты:
Ольга Калинина, директор по связям с общественностью
ЗАО “Российская корпорация средств связи”
тел. + 7 985 255 34 11, okalinina@pkcc.ru