Ряд рыночных изменений указывает на то, что традиционная мобильная отрасль стоит на пороге фундаментальных перемен:
• стремительно растет число устройств со встроенной технологией Wi-Fi.
Сегодня почти все персональные мобильные устройства, включая смартфоны, планшетные компьютеры, камеры и игровые консоли, поддерживают технологию Wi-Fi.
• Почти половина роста сетевого трафика приходится на Wi-Fi. Согласно упомянутым выше прогнозам Cisco, к 2015 году доля мобильного трафика в общем IP-трафике составит всего 8 процентов, тогда как доля Wi-Fi - 46 процентов.
• Заметно растет число точек доступа Wi-Fi. В современном мире доступ Wi-Fi имеют почти четверть миллиарда домохозяйств и более 4 млн общественных зданий (IDC, ноябрь 2010 года ).
• Все шире распространяется бесплатный доступ к Wi-Fi. Во 2-ом квартале 2010 года свыше 55 процентов общественных точек доступа Wi-Fi были бесплатными для абонентов (In-Stat, август 2010 года). Многие операторы проводной широкополосной связи предлагают абонентам пакеты услуг, включающие бесплатный доступ к Wi-Fi.
• Wi-Fi становится важным методом разгрузки сотовых сетей от нарастающего трафика передачи данных.
• Wi-Fi становится частью более широкой беспроводной сетевой среды. Wi-Fi не только дополняет сотовые "макросети", но и становится важнейшим компонентом архитектур с "малыми сотами".
Новый тип мобильной сети
Эти фундаментальные изменения доказывают зрелость технологии Wi-Fi, позволяющей строить по-настоящему надежные беспроводные сети доступа. Вот как, по мнению IBSG, будет выглядеть Wi-Fi и вот как эта технология будет взаимодействовать с традиционными мобильными сетями:
• Wi-Fi уже есть в большинстве мест, где мы с вами бываем. Исследования показали, что в 80 процентах случаев люди подключаются к Интернету дома, на работе или находясь в других помещениях то есть там, где есть Wi-Fi (JiWire, июнь 2010 года).
• Мобильная связь не так уж мобильна. В том же исследовании говорится, что две трети сеансов связи со смартфонами – это, скорее, не мобильная связь, когда пользователь находится в постоянном движении, а связь nomadic - связь для переносных устройств, когда пользователь перемещается на незначительной территории или находится на одном месте. Такая связь включает передачу сообщений по электронной почте, работу в Интернете, игры, использование офисных приложений и видеосвязь. Именно Wi-Fi прекрасно поддерживает эти виды деятельности.
• Новые переносные мобильные устройства будут передавать еще больше данных в мобильном режиме. По сравнению с обычным мобильным телефоном, смартфон в среднем генерирует в 24 раза больше данных, планшетный компьютер - в 122 раза больше, а ноутбук - в 515 раз больше. Хорошо, что большинство планшетов и других подобных устройств обладают функциями Wi-Fi, что позволяет разгружать сотовые сети.
• Абоненты готовы использовать Wi-Fi технологию как замену или дополнение к сотовым технологиям. Исследования выявили примечательный факт: в США пользователи смартфонов уже сегодня в каждом третьем случае выходят в Интернет через Wi-Fi, а не через сотовые сети.
• Wi-Fi может обеспечить более высокую экономичность и качество услуг. Пользователи быстро осознают преимущества Wi-Fi: более высокую скорость, хорошую зону покрытия и более широкие возможности при более низких расходах по сравнению с традиционной сотовой связью. Сложные тарифные планы, более высокая стоимость, «белые пятна» в зонах покрытия и зачастую привязка к устройствам лишь одного типа - все это заставляет пользователей искать альтернативы сотовому доступу.
• Есть множество способов получения прибыли от технологии Wi-Fi. Помимо традиционного бизнеса, связанного с установкой точек доступа и управлением ими, появился ряд новых оптовых и пользовательских моделей доступа, позволяющих оператору выставлять счета другим мобильным операторам и поставщикам услуг Wi-Fi, а также решать более широкие стратегические задачи, включая продажи новых сервисов и продуктов, а также сокращать отток абонентов.
Разработка успешных стратегий
Широкое разнообразие и быстрое развитие бизнес-моделей Wi-Fi показывают, что для успеха на этом рынке крайне важно правильно его сегментировать. Во-первых, нужно понять, какие устройства вы обслуживаете: смартфоны, сенсорные датчики или «переносные » устройства, работающие только по технологии Wi-Fi. Во-вторых, нужно четко определить сегменты рынка (мобильные операторы, индивидуальные абоненты, корпоративные пользователи, расположение точек доступа Wi-Fi). Это очень важно с точки зрения координации общих задач бизнеса и оперативных моделей. И, наконец, оператор должен иметь четкое представление о своих стратегических целях на рынке Wi-Fi. Учитывая большое разнообразие этого бизнеса и рынка, мы рассмотрим возможные варианты успешной стратегии у трех типов операторов:
• мобильные операторы. У них обычно нет собственной сети Wi-Fi, но если даже она имеется, ее возможности сильно ограничены. Главная цель мобильных операторов в данной области состоит в сокращении расходов на управление сотовой сетью за счет использования технологии Wi-Fi для разгрузки сети, вынужденной передавать все больше трафика данных, и для избавления оператора связи от дополнительных капитальных вложений по установке нового сотового оборудования. Мобильным операторам нужно определить, насколько хорошо Wi-Fi вписывается в их общее стратегическое положение, планы расширения существующей сотовой сети и предложения для абонентов. Им также нужно решить, строить ли собственную инфраструктуру Wi-Fi или арендовать ее у внешнего поставщика.
• Операторы Wi-Fi. У них нет собственных сотовых сетей. Они владеют только сетями Wi-Fi, развернутыми в общественных местах и имеющими соединения с домашними или корпоративными сетями широкополосного доступа. Главные бизнес-модели для таких операторов решают две задачи. Это, во-первых, оптовая продажа ресурсов доступа Wi-Fi сотовым операторам для разгрузки их сетей, а во-вторых, продажа услуг доступа и услуг с добавленной стоимостью владельцам единичных точек Wi-Fi для сокращения оттока клиентов и дифференциации своих проводных широкополосных услуг. Операторы Wi-Fi должны искать пути активного расширения своих сетей, формирования Федераций или партнерств, заключения соглашений о роуминге и поиска новых источников дохода.
• Интегрированные операторы. Операторы этого типа одновременно владеют проводными и беспроводными широкополосными сетями. Кроме того, у них, как правило, есть собственная установленная база Wi-Fi. Основная бизнес-модель для интегрированных операторов состоит в использовании Wi-Fi для разгрузки своих сотовых сетей, сокращения расходов, снижения оттока абонентов и бандлирования фиксированных широкополосных предложений с мобильными. Интегрированным операторам нужно искать способы успешного сочетания мобильных и фиксированных широкополосных сервисов, интеграции сетей, а также быстрого, эффективного и повсеместного распространения технологии Wi-Fi.
Развитие операторов беспроводной связи будет продолжаться, но одно уже ясно: Wi-Fi превращается в критически важный элемент нынешних и будущих мобильных сетей. Растущий спрос на мобильные соединения означает, что дел в этой области хватит для всех, и успех будет зависеть от умения сочетать традиционные сотовые сети, сети Wi-Fi и другие технологии беспроводного доступа нового поколения.
Дополнительную информацию рад предоставить
Александр Палладин, глава пресс-службы Cisco в России/СНГ
тел. (985) 226-3950
О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и сотрудничества. Чистый объем продаж компании в 2010 финансовом году составил 43,2 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется в разделе www.cisco.com/web/RU/news/releases/index.html и на сайте www.cisco.com.
Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.