«Решение о проведении проекта автоматизации системы бюджетирования было мотивировано ростом фирмы и планами управляющей компании ОАО «Вертолеты России» по выходу на IPO, что требовало большей прозрачности и управляемости бизнесом», – говорит Алексей Изотов, заместитель финансового директора ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». Используемая в компании система не позволяла достичь этих целей – все расчеты производились в MS Excel, при этом бюджеты формировались в «общих цифрах» по всему предприятию в формате головной компании в Excel-формах. Все это сильно затрудняло анализ и делало контроль над затратами крайне трудоемким. Это стало предпосылкой необходимости выбора системы автоматизированного бюджетирования.
Основными критериями выбора системы бюджетирования были возможность интеграции с существующими на предприятии системами (в частности, с MS Project, из которой импортировалась основная часть данных, с бухгалтерской учетной системой «Парус», системой учета кадров и расчета заработной платы), удобство анализа информации, оптимальные сроки внедрения и оптимальная стоимость. Немаловажным фактором также являлась возможность быстро приступить к внедрению, поскольку сдача бюджета на 2012–2014 годы была запланирована уже с использованием новой системы. В результате тщательного изучения имеющихся на рынке продуктов была выбрана система PlanDesigner&UPE компании «СофтПром».
«При выборе ПО были сразу отброшены имиджевые продукты с чрезмерно завышенным соотношением цена/функционал. Из трех финальных претендентов мы остановились на PlanDesigner&UPE. Ключевыми факторами выбора стали наличие в бюджетах возможности расчетов с использованием сразу нескольких многомерных массивов данных, удобный drill-down и интеграция с MS Project», – поясняет Алексей Изотов. Дополнительным преимуществом, склонившим чашу весов в пользу PlanDesigner&UPE, стала гибкость системы, позволяющая настраивать решения практически под любые требования бизнеса.
«Проект начался с экспресс-обучения ключевых сотрудников финансового департамента «МВЗ им. М.Л. Миля» моделированию в PlanDesigner. В ходе тренинга консультантами «СофтПром» слету был решен ряд практических задач заказчика (в том числе апробированы алгоритмы расчета себестоимости). Это послужило дополнительным аргументом в пользу выбора PlanDesigner&UPE в качестве платформы для автоматизации процессов бюджетирования», – отмечает руководитель проекта со стороны «СофтПром» Серажутдин Нурмагомедов.
Проект начался в конце июля, и уже к середине октября был завершен основной этап. В частности, на платформе PlanDesigner&UPE была построена бюджетная модель, которая включала в себя следующие блоки:
-бюджет продаж;
-бюджеты прямых расходов;
-бюджет ФОТ, рассчитанный по трудоемкости из MS Project;
-себестоимость в разрезе отдельных проектов;
-бюджеты накладных расходов;
-инвестиционный бюджет;
-финансовые бюджеты (БДДС, БДР).
Ключевой особенностью автоматизации бюджетирования в «МВЗ им. М.Л.Миля» стала интеграция проектного управления и финансовых характеристик бизнеса – бюджетов проектов (вводимых в UPE), позаказной себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия (получаемых в PlanDesigner).
«Импорт данных из MS Project Server и формы ввода в PlanDesigner&UPE позволили рассчитать позаказную плановую себестоимость такой сложной для планирования проектной деятельности, как НИОКР. Еще одним ключевым достижением проекта стала реализация механизмов автоматического перепланирования всех бюджетов при изменении сроков окончания работ в MS Project», – отмечает Алексей Изотов.
Реализация проекта в сжатые сроки позволила «МВЗ им. М.Л. Миля» вовремя предоставить управляющей компании корректно посчитанный бюджет, при этом детализация отчетности головной компании стала существенно выше, хотя для подготовки требовалось обрабатывать большее количество данных.
Важным итогом внедрения системы стало повышение прозрачности и управляемости бизнеса за счет реализации «позаказного» бюджетирования, что позволяет осуществлять анализ в рамках конкретных проектов. При этом детализация бюджетов увеличилась в несколько раз, что положительно сказалось на точности планирования затрат и дало возможность их оптимизировать. Благодаря гибкости системы удалось качественно реализовать необходимую функциональность и удовлетворить всем условиям, выдвигаемым «МВЗ им. М.Л. Миля» к системе автоматизации бюджетирования. «Гибкость системы и квалификация консультантов ЗАО «СофтПром» позволили реализовать практически все наши самые сложные требования», – отмечает Алексей Изотов.
«Успешный проект по внедрению любых систем управления невозможен без тесного участия в проекте ключевых менеджеров Заказчика. Не полагайтесь на тех, кто обещает реализовать проект исключительно за счет консультантов. Основа успеха - это всегда кропотливая работа, настойчивость и терпение руководителей проекта с обеих сторон, в том числе и со стороны клиента. На Московском Вертолётном Заводе им. М.Л.Миля таким «двигателем» стал заместитель финансового директора Алексей Изотов. Грамотная постановка задач и методическая проработка со стороны Алексея позволила достичь необходимый результат в короткие сроки», – отмечает Олег Посудневский, управляющий партнер компании «СофтПром».
На следующем этапе развития «МВЗ им. М.Л. Миля» планирует автоматизацию «план-факт» анализа, функций казначейства (заявки на оплату, поступление и т.д.) и договорного учета. В итоге будет реализована автоматизация всех этапов планирования и исполнения бюджетов, что позволит специалистам всех финансово ответственных подразделений использовать систему в режиме реального времени.